Шесть раскрытых «дел», которые позволили найти вдохновение

Быть творческим учителем не просто. Особенно в наши дни, когда нам на голову сваливается огромное количество инструкций, обязанностей, инноваций. Тем не менее, если включить «волшебные кнопочки», то стать педагогом, который может творить, вполне реально. Вот какой способ нашли 26 учителей из разных уголков России.

Со 2 по 22 июня они стали участниками тренинга «Это элементарно, Ватсон: по следам учебного исследования». Автор и ведущая тренинга Юдина Инна Анатольевна, тьютор и эксперт Программы Intel «Обучение для будущего», проректор по информатизации ПК ИРО.

Коллективный портрет педагогов получился таким.

Осмыслить теоретический материал помогла участникам тренинга мультяшная героиня Маша из мультфильма «Следы невиданных зверей». Хоть и с легкой долей иронии, педагоги решили, что кроме исследовательского поведения, Маша очень активно развивает свою исследовательскую позицию. И визуализировали деятельность Маши с помощью сервиса cacoo.com.

Очень важным умением для любого исследователя является умение видеть проблему. Участники тренинга использовали два методических приема, чтобы увидеть проблему в предложенной автором тренинга педагогической ситуации «Телефон на уроке». Составляли рассказ от имени разных персонажей (смотрели на ситуацию под разными углами зрения): ученицы с телефоном, подружки, школьного охранника, школьной парты и мобильного телефона. А позже примеряли «шесть думательных шляп».

«В итоге, что мы имеем? Ученица нарушает дисциплину, учитель пытается решить проблему известным ему способом: отобрать, не выясняя, почему девочка на уроке отвлекается. Как это сработает? Скорее всего, никак: чисто формально. Девочка телефон, может, и уберет, но ни к предмету, ни к учителю относиться лучше не станет. Учителя, видимо, раздражает данная ситуация. Он, наверняка, понимает, что на интересном уроке ребенок отвлекаться не будет, а значит, дело все же в нем самом. Стоит задуматься и что-то изменить: ввести новые методы преподавания, заинтересовать учащихся, вовлечь в совместную, интересную деятельность. Альтернатива действиям учителя есть: можно вызвать ученицу к доске, можно занять телефон и ученицу совместным делом на пользу урока. Какой выбор сделать – решать учителю (Климкович Е.В.).»

Любое исследование начинается с интересного вопроса. Участники тренинга были единодушны в том, что наиболее продуктивными на различных этапах исследовательского поиска ребенка являются открытые вопросы. Именно такие вопросы «рождают» в голове необычные гипотезы, нестандартные решения и удивительные мысли.

Были предложены интересные иерархии уровней креативной постановки вопросов.
Инга Кузнецова познакомила участников детективного агентства со схемой израильского ученого Эрике Ландау:

Марина Низенькова подошла к заданию творчески и придумала свою юмористическую иерархию вопросов:

И, конечно же, наши участники учились формулировать красивые проблемные вопросы:

  • Что значит: книги читать – не в ладушки играть? (Сенькина Е.В.)
  • Как преодолеть маниакальную страсть? (Низенькова М.Г.)
  • Почему нам мешают жесты-паразиты? (Кузнецова И.В.)
  • Снегурочка – человек или нимфа? (Повх М.В.)
  • Windows или Linux: кто кого? (Кононова Т.Ю.)
  • Почему информация становится средством передела мира? (Климкович Е.В.)
  • А была ли мечта у Золушки? (Ключева Е.Е.)
  • Почему кодирование и шифрование – два братца близнеца? (Ганиева А.Г.)
  • Разве знает любовь ледяное сердце? (Климкович Е.В.)

Особой гордостью участников тренинга может стать копилка методов исследования. Каждый педагог создал публикацию, описывающую один из методов проведения исследования.
Примерная структура публикации:

  • определение + иллюстрация (изображение, мультфильм, схема);
  • если необходимо, то представлена классификация;
  • ссылки на дополнительную информацию,
  • достоинства и недостатки метода исследования;
  • сервисы, позволяющие активно использовать метод (например, анкетирование);
  • задания.

Примеры публикаций «Метод исследования»:

Завершился тренинг блиц-исследованием. Для поиска проблемы блиц-исследования положили в морфологический ящик немного «фантастических» идей: участники исследования – муравьи, место проведения исследования – крыльцо деревенского дома, эксперты – продавцы торговых точек и др.

В результате получились замечательные расследования-исследования, например, такие:

Некоторые отзывы участников:

Марина Повх, Владивосток, учитель начальных классов:«С удивлением обнаружила, что пролетели целых три недели. Незаметно. Мне было комфортно на тренинге. Всё спокойно, по сути – ничего лишнего. Как всегда захватывает общение с коллегами – со старыми и новыми знакомыми. Интересна тема учебного исследования с точки зрения преподавателей разных предметов – рассматриваю такой способ общения как расширение своего профессионального кругозора».

Марина Низенькова, г. Тольятти, МАОУДПОС ЦИТ, методист: «Чему новому я научилась? Я где-то когда-то читала про метод морфологического ящика, но так и не прониклась идеей. На тренинге я смогла увидеть, как это работает на уровне коллективного сознания. Метод очень вдохновил на дальнейшее использование в других мероприятиях. Следите за мной в сети, и вы узнаете развитие этой мысли. Я не знала сервисы: Tackk.com, Linoit.com. Они мне понравились своей простотой, доступностью, функциональностью. Показалось, что любой педагог (а уж тем более ребенок) может с ними легко справиться. Только нужно задать правильные вопросы. А вот методические материалы по правильному формулированию вопросов – это настольная книга педагога. Замечательно, что были использованы разные источники информации. Такой прием позволил под разным углом посмотреть на одну и ту же проблему».

Наталья Григорьева, г. Рассказово Тамбовская область, МБОУ СОШ №4 учитель информатики: «Спасибо организаторам тренинга за огромное количество предоставленного материала. Очень порадовало необычное знакомство, наличие мультфильма. Все очень продуманно. Узнала много новых сервисов, познакомилась с новыми методиками (о которых слышала, но все руки не доходили изучить)».

Мустафаева Алла, г. Москва, ГБОУ СОШ 2009, учитель математики: «Мне очень приятно было работать. Чувствовала себя первооткрывателем. Мне есть над чем работать дальше. Проводить исследования трудно, сформулировать проблему, наверное, ещё трудней в рамках моего предмета. Но есть к чему стремиться. Новые приемы, с которыми познакомилась в рамках проекта, будут помогать в работе».

Статью подготовила Юдина Инна Анатольевна, проректор по информатизации

Поделитесь
Загрузка...
Логин
Пароль
Вы используете старую версию браузера. Доступен только ограниченный функционал сайта. Обновите, пожалуйста, браузер или используйте, например, Firefox или Chrome.