Новые инструменты бизнеса

Открывающиеся перспективы Дальневосточного региона требуют определенного типа мышления - чтобы менеджер на любом уровне встраивался в новую среду, слышал новые вызовы, что она диктует, и умел на них отвечать.

Инновации приходят и в область управления людьми, и те компании, что способны признать и принять меняющиеся запросы рынка, готовы адаптироваться к новым условиям, добьются большего успеха, чем те, что сопротивляются этому процессу.

Очень своевременно и все увереннее в систему координат деловой среды Дальнего Востока входит бизнес-коучинг. О том, какие вопросы он решает, чем он отличается от консалтинга и тренинга и, главное, насколько готов к принятию этого ресурса бизнес региона, «Дальневосточному капиталу» рассказала коуч, член Международной федерации коучинга, эксперт в области кросскультурных коммуникаций, инициатор проекта Coach For Pacific Ольга ГЕРАСИМОВА.

- Ольга, давайте начнем с того, в чем разница между бизнес-коучингом и консалтингом?

- Консультант, как правило, предлагает компании, переживающей какие-либо проблемы, четкий план действий, опираясь на имеющийся опыт и подтвержденные практикой примеры из жизни. Как его рекомендации применяет компания к своей реальности - ее дело, но, если опыт не удался, вину возлагают на консультанта. Коуч же не дает советов, он лишь задает правильные вопросы, которые помогают человеку или группе людей принять те или иные решения. А когда человек сам принимает решение, он же и несет ответственность за результат.

Наиболее частые запросы в бизнес-коучинге сегодня касаются постановки целей, достижения максимальной производительности на работе, адаптации команды к изменениям, разработки новой стратегии в условиях высокой конкуренции, устранения рисков профессионального выгорания. Также многих волнует, как установить баланс между работой и личной жизнью, а главное, самостоятельно управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям ею управлять. Последние два запроса показывают, что бизнес-коучинг граничит с лайф-коучингом, и становится очевидно, что, не проработав личностные аспекты, невозможно продвигаться дальше в карьере или в профессиональном росте.

Нередко клиенты приходят с посылом: «я-то делаю все хорошо и правильно, а вот руководитель меня не понимает, мои инициативы не поддерживает, команда слабая, ситуация на рынке сложная…» Коуч не пытается сопереживать клиенту, его задача - развернуть его перед ситуацией с точки зрения личной ответственности: а в чем твоя роль в компании, готов ли ты увеличить зону своей личной ответственности за происходящее и что лично ты можешь сделать для того, чтобы ситуация изменилась? Часто уже на 2-3-й сессии люди перестают искать крайних и начинают меняться сами. Коучинг направлен на будущее, на возможности и на ресурсность, люди прекращают жаловаться: «я не могу, у меня не получается» и т. д., начинают рассуждать в направлении «а что конкретно я сам могу сделать для того, чтобы я смог, чтобы у меня получалось».

- То есть, если клиент не может изменить среду, он меняется сам?

- Да, либо находит с помощью коуча ресурсы, которые до этого не задействовал и которые влияют на ситуацию. Клиенту, находясь внутри ситуации, бывает сложно взглянуть на нее со стороны. Коуч может помочь это сделать. Причем, в отличие от консультанта, он не должен разбираться в нюансах конкретного бизнес-процесса. Он формулирует правильные вопросы, которые позволяют человеку приходить к необходимым выводам. И часто бизнес-проблема оказывается на самом деле человеческой проблемой - отсутствием коммуникации между двумя коллегами или руководителем и подчиненным. Тогда ты смотришь: а что еще можно сделать на партнерском уровне? Кстати, часто слово «партнерство» вызывает у клиентов недоумение. Мы, россияне, не привыкли выстраивать партнерские отношения, чем отличаемся от американцев, европейцев: там с этой философией живут, у нас же понятие партнерских отношений только приходит. И коучинг как раз направляет на то, чтобы слышать вторую сторону, понимать, какие у нее потребности.

- Получается, коуч в чем-то схож с психологом?

- Нет, это разные специалисты, прежде всего потому, что психологи работают с прошлым, а коучи - с будущим. Предположим, у клиента такой запрос: «Я прекрасно ощущаю себя в пределах размера прибыли в 1 млн рублей, но как только зарабатываю больше - начинаю терять деньги». Психолог в этом случае обратится к прошлому, пытаясь отыскать истоки такой неуверенности, а коуч - к будущему: «Каковы потребности твоего бизнеса, на что ты направишь дополнительную прибыль, что это принесет твоему делу и тебе лично?» Иногда выясняется, что человек просто не знает, что делать с «лишними» деньгами, или не готов к новой конкурентной среде, а когда появляются конкретные цели, когда он четко следует сформулированному им же самим плану действий - блок снимается. Очень часто решение появляется в момент формулировки цели.

Речь идет не о том, какой специалист лучше или хуже. Кому-то нужен психолог, кому-то - коуч, все зависит от настроя самого человека. К психологу, как правило, приходят в подавленном состоянии, ощущая тяжесть проблемы. К коучу - с другим, более позитивным настроем: «да, у меня есть проблема, но я хочу, чтобы ситуация изменилась».

Устоявшийся в менеджменте тезис «конвертируем проблему в задачу» в коучинге даже не проговаривается, это некий процесс, который подразумевается в любой сессии. Мы говорим с клиентом не о проблеме, а о задаче и ожидаемом результате, о том, как к нему прийти. Сам по себе подход останавливает любую депрессию, которая в той или иной степени есть сегодня у каждого бизнесмена: да, это сложно, но это возможно.

- Получается, в условиях кризиса бизнес должен активно разворачиваться к коучингу, а на деле насколько он готов к принятию это ресурса?

- Наиболее продвинутые компании сразу восприняли коучинг как эффективный инструмент, который легко встраивается в новые экономические реалии. Остальные пока присматриваются. В любом случае бизнес понимает, что помимо знаний, полученных на тренингах и семинарах, нужно что-то еще. Техника продаж, ораторское искусство и другие полезные навыки - это все прикладные алгоритмичные вещи, они не учат главному - не меняют мышления. А коучинг не останавливается на навыках, а меняет мышление и подход к управлению любой ситуацией.

Конечно, при принятии решения, нужен ли тебе коучинг в принципе, на первый план выходят потребности компании и ее руководства. Если у тебя маленький бизнес, ты доволен тем, что имеешь, и не собираешься расти, то не нужен. Но если ты хочешь выйти на новый уровень партнерского взаимодействия, освоить незнакомый рынок, запустить новый продукт, но не понимаешь, как это сделать, - коучинг поможет. Он не предлагает готовых решений, описанных в учебниках, - он заставляет задуматься: что лично ты можешь сделать для себя в своей конкретной ситуации со своим ресурсом. И вопрос применения коучинга в компании - это вопрос не финансов, а ментальности руководства.

Профессиональные HR-директора знают, что, если человек долго проработал в структурированной бюрократичной компании, ему будет сложно адаптироваться в инновационном бизнесе или в стартап-проектах. Но при этом такой человек может иметь набор высоко востребованных компетенций на новом месте работы. И тогда именно коуч может помочь ему принять новые правила, найти в них рациональное зерно и опереться на те нормы в оргкультуре, которые не противоречат его базовым ценностям.

Кроме того, в условиях новых открывающихся перед Дальним Востоком перспектив очередного витка международного сотрудничества, в т. ч. связанного с проектом «Свободный порт Владивосток», бизнес должен уметь эффективно работать с иностранными игроками, что уже приходят на рынок, коммуницировать с мультикультурными командами.

Я знаю это не понаслышке, поскольку имею опыт работы в международных компаниях и на практике ощутила, что при правильном подходе люди разных национальностей, ментальностей и культур, благодаря правильно выстроенным кросскультурным коммуникациям, быстро находят возможности для эффективного взаимодействия.

Так, важность организационной иерархии в разных странах имеет разный вес. Наставничество может восприниматься в одной культуре как долг или миссия, а в другой - как опция, возможность. Формы выражения согласия тоже различаются в прямых и непрямых культурах. Критика, равно как и позитивная оценка, в обратной связи также по-разному воспринимается в Азии, США и Германии. А в азиатских культурах даже конструктивная критика может быть воспринята как невежливость, «потеря лица».

И если в других странах коучинг в кросскультурной среде - явление обязательное для компаний, ведущих международный бизнес, то у нас это пока еще воспринимается как новшество. А ведь даже на примере регионов России можно заметить разницу в готовности воспринимать темп речи, объем информации в переговорах, в скорости принятия решений, в определении необходимого количества встреч до заключения сделки. Возьмем, к примеру, ближайших соседей по региону - хабаровчан и приморцев. У первых более гуманистически ориентированный подход к жизни: если человеку в системе хорошо - то и все остальное здорово. А у приморцев - «если бизнес зарабатывает много денег, то и людям будет хорошо».

Поэтому хотим мы того или нет, но современные экономические реалии требуют сегодня максимально быстрой адаптации, гибкости, инновационных подходов, и старые инструменты не годятся для решения новых стоящих перед бизнесом задач. Впереди будут те компании, что вовремя отреагируют на потребности рынка и воспользуются новыми инструментами.  

Татьяна СУШЕНЦОВА.  Журнал "Дальневосточный капитал", январь, 2016 год. 

Поделитесь
Автор: Coach For Pacific,
25.04.17
Загрузка...
Логин
Пароль
Вы используете старую версию браузера. Доступен только ограниченный функционал сайта. Обновите, пожалуйста, браузер или используйте, например, Firefox или Chrome.