К 2016 году все больше автосигнализаций переходят в разряд телематических, уходя от традиционной индикации и управления при помощи брелка с ЖКИ дисплеем. Исключение составляют машины, не оборудованные штатным радиоканалом для управления центральным замком, а так же автомобили, эксплуатирующиеся в регионах, не имеющих комфортную зону покрытия GSM сети. Эволюция осуществляется не только благодаря технологиям, но и за счет перехода этих систем в средний и бюджетные сегменты.
Учитывая тенденцию роста доли от производимых современных автосигнализаций и согласно концепции эволюции автосигнализаций, мы выбрали для теста телематические системы с меточной авторизацией.
Тестируемые системы:
Коротко c испытанием некоторых потребительских свойств можно ознакомиться в этом видео:
Оценивались системы по ряду критериев, для простоты восприятия мы разбили их на 4 блока:
Безопасность
Следует отметить, что во всех системах применяется диалоговый код и индивидуальные ключи шифрования. Ключи шифрования во всех системах заявлены минимум по 128 бит.
метка Pandect в эфире Диалог в эфире. Excellent StarLine. Формирование временных ключей
В последнее время все чаще для угонов машин применяется кодграббер с рестранляцией. Современная система способна защитить от него при помощи блокировки штатного радиоканала, этим свойством обладают все системы, кроме Призрака, отчасти это вызвано алгоритмом инициализации, отчасти вопросом энергоресурса метки.
Ниже приведена таблица сравнения различающихся параметров. Мы не стали описывать совпадающие функции (кодировка, фактор авторизации и др.), чтобы не отвлекать читателя от сравнения. Метод оценки простой - по светофорному типу: красный = 0 баллов (не реализовано или реализовано в малой степени), желтый = 1 балл (реализовано в средней степени), зеленый = 2 балла (реализовано наиболее полноценно).
Сравнение безопасности по различающимся параметрам:
Параметр безопасности | Agent MS PRO | AutoLis Mobile | Excellent Revo5 | Pandect 1700 | Prizrak 840 | StarLine M96M |
Блокировка штатного радиоканала (опционально) | да | да | да | да | нет | да |
Управление блокировками двигателя по штатной проводке | нет | нет | да | нет | да | нет |
Кодированное управление блокировками по шине | да | да | да | да | да | нет |
Управление блокировками по 2.44 ГГц | да | нет | нет | да | нет | да |
Биометрическая идентификация владельца автомобиля (TOUCH ID) | нет | нет | нет | приложение | нет | приложение |
Защита от сканирования меток при обучении | нет | нет | нет | да | нет | да |
Определение координат по LBS | да | да | нет | да | да | да |
Двухфакторная авторизация для WEB интерфейса | на управление | нет | нет | нет | нет | да |
Защищенный обмен с сервером (SSL и др.) | да | да | да | да | нет | да |
Защита от временного глушения GPS (черный ящик) | да | да | нет | нет | нет | да |
Автономное питание (встроенное) | да | нет | нет | нет | нет | да |
Резервный GSM канал (применение сим карт разных операторов) | нет | нет | нет | нет | нет | 2 сим |
Контроль канала связи GSM серверным методом | есть | нет | да | да | нет | нет |
Цифровое управление внешними бесключевыми обходами иммо | нет | нет | нет | да | да | да |
Блокировки через CAN шину | нет | нет | нет | да | да | да |
Инерциальная навигация | нет | нет | нет | нет | нет | да |
Комфорт
При сравнении функций комфорта мы сделали акцент на измерении тока потребления меток и основного блока сигнализации. Это было сделано для определения расчетного срока службы элементов питания в различных условиях эксплуатации.
Потребление меток:
Для определения среднего тока потребления мы использовали следующие условия: метка в покое без обмена данными = 14 часов, метка в машине = 4 часа, носим метку в кармане вдалеке от машины = 6 часов. В дальнейшем это определит условия потребления с включенным акселерометром, а так же наличие диалогового обмена с базовым блоком. Мы воссоздали все перечисленные условия и измерили ток потребления в каждом из них. Для этого использовали безэховую камеру, моторчик , а так же анализатор постоянного питания Agilent N6705 (погрешность 7мкА). При вычислениях среднего срока службы элемента питания в метке мы учитывали поправочные температурные коэффициенты, а так же паразитные условия эксплуатации батарейки (применяемые типы батареек не рассчитаны на высокие нагрузки, такие как в метках, поэтому разрушительные процессы вероятно наступают быстрее ожидаемых).
Agent MS PRO:
Эфир, ток, напряжение Ток. Метка в покое
Ток при диалоговом обмене Ток при потере связи
В этой системе самая маленькая по емкости батарейка (СR2016) - всего 0,075Ач, это определяет и самый миниатюрный размер корпуса метки среди конкурирующих. Вопрос энергоресурса здесь очень важен и инженерам Magic Systems удалось оптимизировать показатели потребления. В покое метка излучает раз в две секунды, при пропадании связи переходит в режим быстрого опроса с излучением раз в секунду, после 30 секунд возвращается в исходное состояние. Для запроса отправляется всего один пакет, но как показывает практика, радиоканал на распознавание работает довольно стабильно. Расчетный срок службы батарейки получился 384 дня.
AutoLis Mobile:
Эфир, ток, напряжение Ток. Метка рядом с системой
Ток. Метка далеко от системы Ток. Нестабильная связь с блоком
В этой системе применяется самая емкая батарейка СR2430. В эфир передается 2 пакета, после чего прослушивается эфир. Несмотря на то, что в системе применяется старенький трансивер, результаты весьма позитивные. Расчетный срок службы элемента питания, в условиях средней эксплуатации - 611 дней.
Excellent Revo5:
Самая большая и самая долгоживущая метка. Диалог начинает всегда основной блок, поэтому метка все время спит и периодически слушает эфир, в режиме охрана раз в 1,2 секунды. Это и есть секрет долгожительства, несмотря на то, что батарейка используется средняя CR2032 (220 мАч). В режиме средней эксплуатации, батарейка в метке должна прожить 1122 дня (более 3 лет).
Pandect 1700:
Эфир, ток, напряжение Ток. Метка далеко от системы
Ток. Метка рядом с системой Ток. Нестабильная связь с блоком
Представители производителя Пандора заявили об изменении алгоритма работы радиоканала, т.к. поступало много жалоб на быстрый разряд батарейки в метке. На графике это четко видно, по сравнению с предыдущем тестом, мы видим сокращение посылок в эфир: ранее их было 4 , теперь 2. Тем не менее, метка остается с самым меньшим показателем срока службы элемента питания, по сравнению с конкурентами. Период излучения раз в секунду с довольно высоким показателем потребляемого тока. Вблизи системы метка потребляет почти в 2,5 раза меньше, чем вдали от нее. Когда метка лежит дома, средний ток потребления равен 30мкА, это довольно высокий показатель, явно нуждающийся в оптимизации. В среднем режиме эксплуатации метка проживет 240 дней.
Prizrak 840:
Ток. Один пакет крупно Ток в диалоге
Метка имеет алгоритм обмена данными с базовым блоком так же как в Экселленте. Первым диалог начинает блок, метка находится в режиме прослушивания эфира с периодом 1 секунда. После удачной идентификации, обмен данными между меткой и базовым модулем более не происходит. Это в значительной степени снижает энергозатраты. Однако в диалоге идет довольно потребляемый процесс (см. график), вероятно это может быть причиной отсутствия возможности включения логики блокировки штатного радиоканала. В среднем режиме эксплуатации метка проживет 441 день.
StarLine M96:
Эфир, ток, напряжение Ток. Метка в движении далеко от авто
Ток. Метка далеко от системы в покое на границе приема
В машине в покое В машине в движении
В отличии от других меток, старлайновскую приходилось тестировать еще в условиях сработавшего акселерометра (т.е. в движении), поэтому замеров получилось не 3 как у каждой метки, а 6.
В старлайне четко прослеживается протокол передачи Bluetooth, это видно из 3 пакетов запроса в эфире. После передачи каждого пакета происходит прослушивание эфира. В системе M96 применяется алгоритмы формирования временных ключей с меткой времени, происходит обмен данными сложнее, чем у конкурирующих систем. Перечисленные выше условия вызывают повышенное энергопотребление. Инженеры попытались компенсировать это при помощи взаимодействия с встроенным в метку акселерометром, эта метка единственная из испытуемых, где применяется акселерометр для энергосбережения. В режиме средней эксплуатации батарейка в метке должна прожить 362 дня. Интересное наблюдение - в старлайновской метке изменился тип применяемого трансивера, это было сделано для реализации поддержки алгоритма Блютус 4.0 , в т.ч. для поддержки в качестве элемента авторизации смартфона.
Сравнение функций комфорта по различающимся параметрам:
Параметр комфорта | Agent MS PRO | AutoLis Mobile | Excellent Revo5 | Pandect 1700 | Prizrak 840 | StarLine M96M |
Бесключевой обход штатного иммобилайзера | да | нет | нет | да | нет | да |
Размер метки | 26-48,6-3,7 | 29,7-53,2-5,9 | 34-56,6-6,44 | 28-50-5,2 | 26,1-52-4,75 | 25,2-52,7-6,4 |
Герметичность метки | нет | нет | нет | да | нет | да |
Расчетный срок службы батарейки в метке | 384 | 611 | 1122 | 240 | 441 | 362 |
Потребление сигнализации в охране | 35 | 27,7 | 22,86 | 34,6 | 19,79 | 22,38 |
Потребление сигнализации в охране + помехи | 38,98 | 55,7 | 34,2 | 28,8 | 58,75 | 33,5 |
Прочность метки | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Управление от СмартФона bluetooth (hands free) | нет | нет | нет | нет | нет | да |
Определение координат по LBS | да | да | нет | да | да | да |
Web интерфейс | да | нет | есть | есть | нет | есть |
Обновление ПО с сервера | да | нет | нет | нет | нет | да |
Настройка всех параметров через web интерфейс | да | нет | базовые | базовые | нет | да |
приложения | ios,android | ios,android | ios,android | ios,android | ios, android | ios,android,win |
время хранения данных на сервере | неограниченно | 6месяцев | неограниченно | 6месяцев | 1-2 месяц | неограниченно |
Вид карт | Яндекс,MS, OSM | OSM | google, yandex,OSM, Apple | яндекс | google, yandex, 2GIS, OSM | |
Обработка Гео зон | да | нет | нет | нет | нет | да |
Отчеты по маршрутам | да | есть | есть | нет | нет | да |
Уведомление о пересечение Гео зоны | да | нет | нет | нет | нет | да |
Групповой вход (для корпоративных клиентов) | да | нет | есть | да | нет | да |
Создание корпоративных отчетов | да | нет | нет | нет | нет | да |
ERP интеграция | да | нет | нет | нет | нет | да |
Страховая телематика (экономия на каско) | нет | нет | нет | нет | нет | да |
Он-лайн диагностика (OBD -II) | нет | нет | нет | нет | опция | да |
Резервный GSM канал | нет | нет | нет | нет | нет | да |
датчик температуры двигателя | нет | нет | есть | опция | да | да |
микрофон | нет | нет | есть | есть | есть | да |
Техподдержка (время работы) | будни 10-18 | будни 9-19 | будни с 9-21 | будни 9-18 | будни 8-19 | 24 часа, 365 дней |
Технологии
Программно-аппаратная адаптивность
Стоит отметить это критерий, как наиболее интересный для продвинутых установщиков. В работе монтажника постоянно возникают различные потребности адаптировать устанавливаемую сигнализацию к той или иной задаче. Для оценки этого пункта мы используем совокупность возможностей тестируемых систем, таких как: схемо-технические возможности, переназначаемость входов выходов, полярности, управление энергосбережением, управление событиями через цифровые шины, возможность использовать для программирования источники событий системных, из цифровых шин автомобиля, ситуационная логика и генерация системных событий по заданным алгоритмам. Перечисленные свойства указаны вкратце и не раскрываются полностью, оценка возможностей адаптивности сигнализаций формируется по авторскому алгоритму Угона.нет. По нашим оценкам наилучшей системой программно-аппаратной адаптивности обладает StarLine, Excellent, затем AutoLis и Pandect, замыкают Agent и Prizrak. Оценки приведены в таблице сравнения.
Потребление автосигнализаций
Этот тест весьма важен для определения среднего срока службы аккумуляторной батареи в различных условиях эксплуатации. Для того, чтобы проверить в полной мере все возможные условия, мы делаем расчет согласно летнему и зимнему времени года, учитывая зависимость емкости аккумуляторной батареи от температурного коэффициента.
А так же измеряем падение напряжение на резисторе, через который подключены наши сигнализации к штатному аккумулятору автомобиля, в обычных условиях и в условиях сильных помех. Сильные помехи сети GSM мы создаем при помощи подавителя GSM трансляции (глушилка). Все системы были подключены к автомобилю Шкода Октавия. Мы дожидались перехода электроники автомобиля в состояние сна и начинали измерение потребления тестируемых систем. Считаем емкость штатной аккумуляторной батареи 60Ач. Потребление штатной системы при наших расчетах будем брать 15мА. Условия гарантированного запуска двигателя - 30% от номинальной емкости аккумулятора. Заранее не будем приводить примеры расчета эксплуатации летом, т.к. в условиях температуры 20 градусов, при вышеперечисленных условиях и токах потребления тестируемых систем, аккумуляторной батареи будет хватать от 33 до 45 дней, что является допустимой нормой. Поэтому оценим точки экстремума, где наиболее болезненно может повернуться ситуация для пользователя - это зима + условия сильных помех GSM.
Agent MS PRO:
Потребление в охране в охране + подавление
По току потребления показатель завышен на фоне конкурентов, зимой при таком потреблении, в условиях сильных помех GSM сети, аккумулятор проживет 12 дней. При тестировании не подключались микроиммобилайзеры 100,200,300, но их токи потребления не сильно повлияют на результат.
AutoLis Mobile:
Потребление в охране в охране + подавление
Автолис Мобайл тестировался вместе с GPS антенной, без CAN модуля. Видно что в режиме охрана средний ток потребления составил 27,7 мА, а в условиях сильных помех 55,7мА. При расчете по исходным условиям, учитывая зимний период эксплуатации, при температуре -20 градусов, в условиях отсутствия GSM связи, аккумуляторной батареи автомобиля хватит на 9 дней. Вернувшись из двухнедельного отпуска можно оказаться у "разбитого корыта", т.е. с севшим аккумулятором. Данный производитель вышел из этой ситуации следующим способом: при наступлении критического порога напряжения штатного аккумулятора попросту выключается GSM модем. Включается обратно при условии наступления тревоги. Данный способ является "заплаткой" в данной ситуации и требует корректировки программного обеспечения или аппаратной платформы, для оптимизации потребления. Ведь оставив свой автомобиль в условиях сильных помех GSM (а это проконтролировать не просто), мы рискуем либо засадить аккумулятор, либо остаться без связи с автомобилем, к примеру при желании дистанционно запустить двигатель, у нас это сделать не получится, т.к. GSM модем выключен. Так же в таких условиях не совсем понятно: находится ли машина на прежнем месте, либо угонщик, имеющий глушилку, ее давно утащил на эвакуаторе.
Excellent Revo5
ток в охране в охране + подавление
Зимой, при отсутствии GSM связи, Ваш автомобиль с установленным Excellent Revolution 5, уже не сможет завестись на 13-й день.
Pandect X-1700
в охране в охране + подавление
В отличии от своих конкурентов Пандект умеет уходить в режим сна, при отсутствии GSM сети. Однако показатели в "обычной жизни" гораздо хуже чем у других тестируемых систем. В "плохих" условиях аккумулятора хватит на 15 дней. Можно вернуться из двухнедельной поездки и завести двигатель. При тестировании не подключались GPS модуль и прочие, не входящие в базовый комплект.
Prizrak 840:
в охране в охране + подавление
Самое низкое потребление в обычных условиях среди конкурентов, но самый экстремальный показатель потребления в условиях подавления GSM сети - 58,75мА. Если прибавить 15мА штатного потребления, то в условиях зимы и GSM помех или отсутствия GSM сети, владелец рискует не завести двигатель уже через 9 дней.
StarLine M96M:
в охране в охране + подавление
По потреблению - золотая середина. В плохих условиях аккумулятора хватит на двухнедельный отпуск, в обычных условиях показатели тоже отменные.
Сравнение технологий по различающимся параметрам:
параметр технологий | Agent MS PRO | AutoLis Mobile | Excellent Revo5 | Pandect 1700 | Prizrak 840 | StarLine M96M |
Обновление прошивок по GPRS | да | нет | нет | нет | нет | да |
Программирование по USB | нет | нет | да | да | да | да |
Настройка системы с сервера | да | нет | да | нет | нет | да |
Обновление ПО по каналу 2.44 | нет | да | нет | да | нет | да |
Встроенный диагностический логгер | нет | да | нет | да | нет | да |
Бесключевой обход иммобилайзеров | да | нет | нет | да | нет | да |
Блокировки через CAN шину | нет | нет | нет | да | да | да |
Черный ящик | да | нет | да | да | нет | да |
Защищенный обмен с сервером (SSL) | да | да | да | да | нет | да |
Двухфакторная авторизация для входа в WEB интерфейс | да | нет | нет | да | нет | да |
Управление от СмартФона (защищенный BTS) | нет | нет | нет | нет | нет | да |
Акселерометр для управления энергосбережением в метках | нет | нет | нет | нет | нет | да |
Защита от кодграбберов при обучении меток | нет | нет | нет | да | нет | да |
Сохранение данных в аккаунт установщиков | да | да | да | да | нет | да |
Инерциальная навигация | нет | нет | нет | нет | нет | да |
Передача ошибок на сервер OBDII | нет | нет | нет | нет | опция | да |
Страховая телематика | нет | нет | нет | нет | нет | да |
Web интерфейс | да | нет | есть | да | нет | да |
Приложения для смартфонов | ios,android | ios,android | ios,android | ios,android | ios, android | ios,android,win |
размер центрального блока, мм | 114-54-15 | 112-62-22 | 98-62-20 | 63-34-11 | 94-66-14 | 77-59-19 |
АПИ | да | нет | есть | да | нет | да |
ЦП | STM32F105 | PIC24FJ256 | PIC18 32MHz | Cortex-M3 | ARM 32 | STM32F205 |
радиоканал метки | nRF51822 | nRF24L01 | СС2500 | nRF51822 | СС2500 | nRF51822 |
датчик температуры двс | нет | да | да | опция | да | да |
микрофон | нет | нет | есть | да | да | да |
CAN модуль встроенный | да | нет | да | да | да | да |
LIN модуль | нет | нет | нет | нет | да | да |
ток потребления в охране | 35 | 27,7 | 22,86 | 34,6 | 19,79 | 22,38 |
ток потребления в условиях плохой свзязи GSM | 38,98 | 55,7 | 34,2 | 28,8 | 58,75 | 33,5 |
размер модуля блокировки | 50-15-10мм | 70-24-15мм | 46*17,5*13,5мм | 40,5х20х9мм | 3,5х2х1 см | 90-24-13,5мм |
элемент питания метки | CR2016 | CR2430 | сr2032 | CR2032 | CR2025 | CR2025 |
2 SIM карты для увеличения зоны охвата GSM (GPRS) | нет | нет | нет | нет | нет | есть |
Аппаратно-программная адаптивность | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 |
Сравнение по методу полной цены
Мы подумали, что будет не справедливо сравнивать системы в разной комплектации, поэтому прибегли к гандикапу и составили результирующую таблицу, включающую в себя ряд компонентов с их полной стоимость, включая установку. Цены приведены средние по региону Москва, региональная ценовая политика производителей может корректировать эти показатели в меньшую сторону до 30%.
параметр с учетом установки | Agent MS PRO | AutoLis Mobile | Excellent Revo5 | Pandect X-1700 | Prizrak 840 | StarLine M96M |
стоимость стандартного комплекта | 18900 | 27000 | 44000 | 19000 | 31000 | 27000 |
GPS модуль | в комплекте | 5000 | 4000 | NAV-03=4000р. | GPS-G270=4000р. | в комплекте |
силовой модуль запуска | A7=3000 | 3000 | 3000 | RMD-08=5500р. | ESM250=6000 | 5000 |
обход штатного иммобилайзера | в комплекте | 1500 | 1500 | в комплекте | 1500 | в комплекте |
CAN модуль | в комплекте | 5000 | в комплекте | в комплекте | в комплекте | в комплекте |
цифровой модуль блокировки двигателя | 3500 | в комплекте | в комплекте | RHM-03=6000р. | в комплекте | R6=10000р. |
модуль управления замком капота | 3500 | в комплекте | 3800 | RHM-03 | HCU-230=4500р. | R6 |
Стоимость с учетом апгрейда: | 29200 | 41500 | 56300 | 34500 | 47000 | 42000 |
Итоги
Мы не стали делать общую сводную оценку по всем результирующим параметрам для сигнализаций, это связано с рядом ниже перечисленных причин. Данный тест сформирован с целью помочь потребителям и специалистам по установке оценить свойства современных сигнализаций. Результирующие оценки являются косвенным показателем для принятия решения по выбору систем и зависят от конкретных задач, которые преследует пользователь, а так же возможностями автомобиля. К примеру, пандект имеет миниатюрный размер и интересен как элемент скрытой установки в нестандартных местах автомобиля, но он урезан по возможностям аналогового подключения и больше подходит к современным немецким автомобилям; cистема Экселлент, не смотря на ее высокую по сравнению с конкурирующими изделиями стоимость, представляет из себя инструмент с широкими техническими возможностями, подходящий для авторской установки; MS Агент сочетает в себе золотую середину цена-функционал, а так же максимально интегрированных в основной блок основных компонентов, что несомненно понравится монтажникам. Поэтому перед окончательным выбором устройства, рекомендуем проводить консультации у специалистов для выработки наиболее оптимального решения под ваши задачи.
Автор:
Алексей Курчанов (в Google)
Алексей Курчанов (в Facebook)