Клиника на Комарова: поликлиника, диагностика, хирургия
12.09.18

Особенности детской стопы и физиология начала ходьбы

Переход из лежачего положения в вертикальное является кардинальным событием в развитии человека. В возрасте около 1 года развитие организма достигает такого уровня, который позволяет ребенку подняться на ноги и сделать первые шаги. Благодаря ходьбе ребенок начинает активно осваивать окружающее пространство.

Процесс ходьбы – многокомпонентный процесс, включает большое количество составляющих. Поэтому освоение ходьбы представляет собой этапный процесс, который построен на постепенном переходе от относительно простых движений к сложным. В жизни маленького ребенка самообучение ходьбе занимает определенное время. В период начала ее освоения ребенок именуется «первоходом». Характерной чертой переживаемого ребенком периода является начало действия силы гравитации по оси туловища и конечностей, которая сопровождает человека на протяжении всей жизни.

У первохода действие силы земного притяжения оказывается непривычной нагрузкой для всех органов и систем организма. Гравитация активизирует деятельность опорно-двигательной системы, нервной системы и стимулирует их бурное развитие. В течение полугода первоход превращается из ребенка ползающего в ребенка ходячего, который передвигается в пространстве подобно взрослому человеку. В условиях действия гравитации идёт окончательная организация движений и их осмысление.  Накапливается опыт самостоятельных активных движений в пространстве, который является составной частью формирования человеческого индивидуума.

Гравитационная нагрузка оказывает влияние на рост и развитие опорно-двигательного аппарата, в результате чего кости скелета начинают изменять свою форму. В норме гравитация вызывает естественные изменения костей, именуемые деформациями роста. Они имеют доброкачественное течение и проходят самостоятельно, не оставляя следа в организме. При врождённой или генетической недостаточности ОДА увеличение нагрузки на кости и суставы способствует проявлению первых признаков ортопедических и неврологических заболеваний. По мере роста прогрессирование костных, связочный, мышечных дефектов, в свою очередь, оказывает влияние на функцию ОДА. Деформация скелета нарушает процесс развития самостоятельного движения. В тяжелых случаях патология органов опоры и движения не позволяет ребенку вставать и ходить. В менее тяжёлых случаях происходит либо задержка развития самостоятельной локомоции, либо освоение первоходом патологического способа передвижения, что в дальнейшем формирует у ребенка двигательную недостаточность.

Только представьте, насколько сложна структура стопы: 28 постоянных костей в каждой стопе, и 20 суставов. Мощные связки, соединяющие суставы между собой. Мышцы, отвечающие за определенные движения пальцев, их сухожилия (при этом часть мышц крепящихся на стопе – это мышцы голени). Дополнительная фиксация свода стопы подошвенной фасцией. Кроме этого, особое строение кожи и подкожной клетчатки на подошве обеспечит дополнительные амортизирующие свойства.

Мышцы стопы включают в себя преимущественно красные мышечные волокна-это медленные волокна небольшого диаметра, в них содержится большое количество миоглобина. Сила их сокращений сравнительно невелика. Такие волокна предназначения для продолжительной и неинтенсивной работы (стайерские дистанции в плавании, лёгкий бег и ходьба, занятия с легкими «весами» в умеренном темпе, аэробика), движений не требующих значительных усилий по поддержании позы.

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой. Для стопы ребенка, совершающего первые шаги, характерным является: низкий свод, обширный слой подкожной клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки.

В норме в стопе имеются три свода, расположенные в двух плоскостях. Это наружный и внутренний продольные своды и поперечный свод стопы.

У новорожденных свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц голени. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что является возрастным физиологическим плоскостопием. Физиологическое (инфантильное) плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгус заднего отдела стопы (в возрасте от 3 месяца до 3 лет колеблется в пределах 5-10) и обширная подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности стопы. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап развития детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствуют особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленьких детей:


Позвоните нам   +7 (423) 2-402-727   +7 (423) 2-400-000   +7 (423) 2-433-333   +7 (423) 2-431-415