Как правильно выбрать аккумулятор?
Пришла пора замены аккумулятора. И тут автовладельцы часто задаются вопросом:
Какой аккумулятор подойдёт моему автомобилю?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, для начала стоит разобраться в чем отличие аккумуляторов между собой.
Габариты аккумуляторов и тип корпуса
В автомобиле предусмотрена специальная площадка для установки аккумулятора. Идеальный вариант, когда основание аккумулятора имеет такие же габариты.
Понимание маркировки также поможет сделать правильный выбор:
Российский стандарт
Пример маркировки согласно российскому ГОСТ - 6СТ-55АЗ, где:
- 6 - количество банок в аккумуляторной батарее;
- СТ - назначение аккумулятора(стартерная батарея);
- 55 - номинальная емкость в Ампер-часах;
- АЗ - исполнение аккумуляторной батареи (А-общая крышка, З-залитая электролитом и заряженная, П-сепаратор-конверт из полиэтилена, М - сепаратор минпласт из поливинилхлорида, Э - эбонитовый моноблок, Т - моноблок из термопластичной пластмассы).
Азиатский стандарт
Пример маркировки согласно азиатскому (японскому) стандарту JIS - 75B24L, где:
- 75 - своеобразный коэффициент ёмкости, указывающий на показатели уровня пускового тока и ёмкости, но это не ёмкость в чистом виде;
- B - исполнение аккумулятора: тип клемм, габариты и тп. Используются латинские буквы от A до H;
- 24 - длина аккумулятора в сантиметрах;
- L - расположение выводов аккумулятора: L - отрицательная клемма слева, R - отрицательная клемма справа.
Американский стандарт
Пример маркировки согласно американскому стандарту SAE - А34650, где:
- А - тип батареи (автомобильная батарея);
- 34 - коэффициент типоразмера и полярности (34 - 260х173х205 мм, прямая полярность);
- 650 - ток холодной прокрутки в амперах (650А).
Европейский стандарт
Пример маркировки согласно европейским стандартам ETN - 560 065 043, где:
- 5 - группа ёмкости батареи 12В (5 - ёмкость от 1 до 99 Ah);
- 60 - ёмкость аккумулятора (60Ah);
- 065 - исполнение аккумулятора;
- 043 - ток холодной прокрутки в амперах (430А).
В зависимости от автомобиля аккумулятор может иметь верхнее или нижнее крепление. Таким образом, днищевая планка аккумулятора может быть выполнена в трёх вариантах:
- Без выступа (для АКБ с верхним креплением) – B00
- С выступом с двух сторон (для АКБ с нижним креплением) – B01
- С выступом с четырех сторон (для АКБ с нижним креплением) – B13
Ёмкость и пусковой ток
Эти характеристики прямо пропорционально зависят от габаритов аккумулятора.
Электрическая ёмкость аккумулятора характеризует количество электричества, которое способна отдать батарея при длительном режиме разряда. Ёмкость АКБ определяется либо при 20-часовом разряде (номинальная ёмкость), либо в режиме резервной ёмкости.
Для определения номинальной ёмкости батареи её непрерывно разряжают током, равным 5% от номинальной ёмкости, указанной производителем на этикетке до тех пор, пока напряжение не упадёт до 10.5В на 12-вольтовом аккумуляторе. Например, АКБ ёмкостью 50 а/ч разряжают током 2.5А, ёмкостью 80 а/ч – током 4А и т.д.
Резервная ёмкость характеризует время в минутах, которое потребуется для разряда аккумулятора до напряжения 10.5 В током 25 А при температуре 25°С. Таким образом, величина резервной ёмкости показывает, в течение какого времени сможет двигаться автомобиль, используя только энергию аккумулятора, в случае выхода из строя генератора автомобиля.
Вопреки расхожему мнению, ёмкость стартерного аккумулятора имеет второстепенное значение, т.к. основная задача стартерного аккумулятора – пуск двигателя, а за него отвечает другая характеристика – пусковой ток.
Пусковой ток (он же ток холодной прокрутки, cold cracking amps, CCA) – это способность аккумулятора отдавать максимальный ток при температуре -18°С на протяжении 30 секунд.
При выборе аккумулятора нужно исходить из простого правила «чем выше пусковой ток, тем лучше».
Расположение клемм
Подбирая аккумулятор, обязательно учитывайте расположение клемм, иначе провода соединения не дотянутся до них.
Работая с каталогами подбора АКБ по марке автомобиля, стоит быть осторожным. Часто бывает, что информация в таких каталогах разнится по типоразмеру и полярности.
Самый верный способ определить тип аккумулятора - залезть под капот и считать информацию с аккумулятора. Обратите внимание на размер установочной площадки, есть ли возможность установить больший по размеру аккумулятор? Возможно предыдущий владелец автомобиля использовал меньший по размеру и, как следствие, по мощности аккумулятор. Если же какие-либо надписи на аккумуляторе отсутствуют или прочитать их не представляется возможным, вооружитесьсь линейкой, измерьте длину аккумулятора и обратите внимание на расположение клемм – этой информации будет достаточно для того, чтобы подобрать подходящий аккумулятор.