5 ноября в цифровом кинотеатре «Океан» состоится единственный
сеанс оперы «Егений Онегин» (Зальцбургский фестиваль). Начало в 18:30. В кассе
кинотеатра «Океан» и на сайте illuzion.ru открыта предварительная продажа
билетов.
О зальбургской
постановке оперы под управлением Д. Баренбойма австрийская критика писала
исключительно в восторженных тонах: «Полный триумф!» Похвал удостоились
практически все, но в первую очередь Андреа Брет, театральный режиссёр,
модернизировавшая «Евгения Онегина» и тщательно проработавшая отдельные сцены с вокалистами и оркестром.
Андреа Брет балансирует на границе между двумя
авторскими редакциями оперы. Сцепление «лирических сцен» (как сам Чайковский
это определил) предвосхищает структуру нарратива в кино: резкий монтаж,
хронологические перескоки, крупные планы, атмосферные восклицания.... Привлекая
эти кинематографические приемы, Андреа Брет создает интимную камерную пьесу,
исполненную правдивости, точности, с акцентом на харизматических чертах характера
главных исполнителей. Постановка отличается конкретными местами действия и не
менее конкретными психологическими условиями. Действие перенесено из деревни и
Петербурга 20-х годов XIX столетия в 70-е годы следующего столетия, в эпоху
брежневского застоя. Феноменальная интерпретация «Онегина» позволяет
интегрировать в структуру повествования даже немые вторичные эпизоды и
миниатюрные драмы.
Исполняющая партию Татьяны Анна Самуил, любимица
Даниэля Баренбойма и ученица великой Ирины Архиповой, считает, что никаких
кардинальных изменений образ Татьяны не претерпел: героиня только «немножко в
необычном ключе решена, потому что она, тут я уже могу сравнить с голливудскими
фильмами, сначала предстает подростком угловатым, вся такая из себя не очень
симпатичная. И потом она в конце вдруг превращается в красавицу. И вот Онегин
тут реагирует и понимает, что поздно. Так что тут был использован чистый
кинотрюк. Но я думаю, что это интересно».
Заглавная мужская роль всегда проявление таланта и
мастерства для баритона. Роль сочетает черты циника, несносного сноба и
симпатичного любовника, разбивающего сердца. Она невероятно исполнятся Петером
Маттеи, «который обладает сказочными вокальными данными и незаурядными
актерскими данными вкупе с мягкой уверенностью в себе» (Петер Хагман, «Neue
Z?rcher Zeitung»). Но подлинная героиня оперы — Татьяна, многослойная, сложная,
ищущая, полная сомнений героиня. Татьяна в исполнении Анны Самуил «готова
начать революцию» (Юлия Спинола, «Frankfurter Allgemeine Zeitung»). Начиная с
дебюта на Западе в 2003 году, в партии Мюзетты в «Богеме» с Анной Нетребко в
нью-йоркской «Мет», Анна Самуил зарекомендовала себя как яркий, живой, новый
голос мировой оперной сцены. Даниэль Баренбойм и Венский филармонический
оркестр обыгрывают эти «сцены брака», который мог бы быть, маняще темным
звучанием, которое в третьем акте позволит состояться и ярким вспышками света у
духовых, и волнам чувственного лиризма.
Опера Петра Ильича Чайковского была написана на
либретто Константина Шиловского в рекордно короткий срок, менее чем за год.
Начинал писать композитор в Москве, а дописывал в Сан-Ремо на исходе зимы 1878
года. Со слов Чайковского в письме к композитору С.И.Танееву: «Я искал
интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных
или виденных, могущих задеть меня за живое». Впервые «Евгений Онегин» был
представлен публике в 1879 году на сцене Малого театра силами учащихся
Московской консерватории под управлением Н.Г.Рубинштейна. Спустя два года опера
была показана в Большом театре. Дирижировал Э.М.Бевиньяни. Первая постановка на
Западе состоялась в 1888 году в Праге. За дирижерским пультом встал сам
композитор. К тому времени Чайковский был весьма популярен на родине и начал
приобретать будущую славу на Западе. На сегодняшний день «Евгений Онегин»,
наряду с «Борисом Годуновым» и «Иваном Сусаниным», входит в тройку самых
востребованных русских опер за пределами России.
Существуют две авторские редакции оперы: для сцены
Императорского театра и более камерная, в формате «лирических сцен», для
студенческого театра, воссозданная в свое время К.С.Станиславским. В настоящее
время обе редакции пользуются заслуженной популярностью.
Для зрителей любого возраста.
31.10.13