Компания "ТурбоОСТ" объясняет значение основных терминов турбонаддува

Компания "ТурбоОСТ" работает с 1996 года в сфере ремонта турбокомпрессоров. На сегодняшний день у нас современное оборудование и новейшие стенды от производителя EVB Turbo, которые позволяют диагностировать и балансировать любые турбокомпрессоры, независимо от их величины и сложности. Сегодня мы хотим объяснить значение основных терминов турбонаддува.

A/R

Термин A/R происходит из соотношения Area/Radius (Площадь/Радиус) — численное значение, используемое для определения геометрической характеристики корпусов/хаузингов/улиток турбины и компрессора. Больший A/R горячей части обеспечивает большую пропускную способность и мощность, но и более поздний выход на наддув.

Actuator

Актуатором называют элемент турбины, открывающий встроенный в горячую улитку клапан внутреннего вестгейта. Обычно управляется пневматически и представляет собой бочонок с мембраной и пружиной внутри, из которого выходит управляющий рычаг к клапану вестгейта. Встречаются так же и электромеханические актуаторы с электроприводом внутри.

Air Fuel Ratio (AFR)

AFR или соотношение воздух/топливо, определяется как отношение количества зашедшего в цилиндр воздуха к количеству зашедшего в него топлива. Значения AFR равные 14.7 называют стехиометрической смесью, так как при таком соотношении весь зашедший воздух сгорает в реакции со всем зашедшим бензином. Для других видов топлива значения стехиометрической смеси могут будут другими. Также различают бедную смесь (значения выше 14.7) и богатую (низкие значения, например 9-11).

Anti Lag System (ALS)

Антилаг - система, позволяющая значительно уменьшить или полностью избавиться от турбо лага. Изначально зародилась в ралли и представляла собой аппаратный механизм подачи воздуха в выпускной коллектор в обход двигателя на малых нагрузках. Таким образом происходило дополнительное сжигание топлива, повышение давления и температуры выхлопных газов, что приводило к работе турбины на скоростях значительно превышающих естественную скорость от собственных выхлопных газов мотора при текущей нагрузке.

В настоящее время термин антилаг обычно связывают с программной функцией блока управления двигателем, работа которой заключается в преднамеренном позднем зажигании, пропуске зажигания по цилиндрам, переобогащении смеси и различных комбинаций этих методов с единственной целью - создать большое давление в выпускном коллекторе на малых нагрузках двигателя. Позволяет развивать и удерживать высокие скорости вращения турбины и величины наддува на малых нагрузках, например на старте или во время переключения передач.

Anti Surge

В общем случае - любые средства для предотвращения явления Surge. Зачастую подразумевается специальная конструкция компрессорного хаузинга с дополнительными каналами воздуха. Также может представлять собой систему из контроллера, исполняющего клапана и других элементов, определяющих момент возникновения Surge и подавляющих его открытием соответствующего клапана.

Back Pressure

Backpressure - термин, буквально означающий обратное давление или противодавление и, в общем случае, относящийся к выхлопной системе автомобиля и давлению выхлопных газов в ней. Имеет несколько общепринятых употреблений, зависящих от контекста, что часто приводит к путанице.

На атмосферных моторах этот термин описывает давление на выходе из двигателя, зависящее от конструкции и диаметра выхлопной системы и которое может в некоторых случаях иметь небольшой положительный эффект.

Для турбомотора этот термин может описывать давление после выхода из турбины и, как правило, большие значения обратного давления негативно сказываются на эффективности турбины, не имеют положительного влияния. Широкий и свободный выхлопной тракт после турбины всегда сказывается положительно.

Также этот термин употребляют по отношению к самому двигателю, подразумевая давление в выпускном коллекторе перед турбиной, в таком случае высокие значения обратного давления приводят к плохой продувке цилиндров и большим насосным потерям на выпускном такте. Само значение напрямую зависит от размера крыльчатки, AR турбинной части и объема выхлопных газов.

Ball Bearing

Ball Bearing - конструкция центрального картриджа с валом на шарикоподшипниках. Характерна более высоким КПД и лучшей отзывчивостью относительно более простых и дешевых решений на втулках.

Blow off valve (BOV)

Блоуофф или перепускной клапан - это устройство, установленное в воздушной системе между выходом из компрессора и дроссельной заслонкой, с целью сброса в атмосферу избытка воздуха при резком закрытии дросселя.

Байпасс - аналогичен Блоу офф, но избыточный воздух сбрасывается не в атмосферу, а обратно на вход турбины. На моторах, оснащенных МАФ сенсором расхода воздуха, позволяет избежать обогащения смеси при открытии клапана типа Blow off.

CHRA

CHRA - центральная часть (картридж) турбины. Включает центральный корпус с подшипниками, вал и обе крыльчатки. То есть то, что остается от турбины после снятия обоих хаузингов.

Compressor efficiency

Эффективность компрессора - величина показывающая количество энергии, затраченное на непосредственное сжатие воздуха компрессором, относительно общей затраченной энергии. Чем выше значение эффективности, там меньшее количество энергии ушло на нагрев воздуха и внутренние потери. Термин зачастую связан с компрессорной картой, где указаны зоны эффективности для различных значений наддува и потока воздуха через компрессор.

EGT

ЕГТ - Exhaust Gas Temperature - температура выхлопных газов на выходе из двигателя. Служит для анализа процессов в двигателе, оценки соответствия углов зажигания и состава топливной смеси, защите турбины от перегрева. Измеряется специальным датчиком в выпускном коллекторе. Иногда, для избежания поломки турбины от сгоревшего датчика, иглу сенсора ЕГТ устанавливают за турбиной. Такая установка ведет к значительному искажению результатов измерений и необходимости поправок в большую сторону, для оценки исходной температуры на выходе из двигателя. Величины поправок сильно зависят от размера турбины, ее A/R, величин наддува и значений Back Pressure.

Exducer

Размер эксдюсера - диаметр в миллиметрах колеса крыльчатки в той ее части, где воздух выходит из крыльчатки.

Inducer

Размер индюсера - диаметр в миллиметрах колеса крыльчатки в той ее части, где воздух подходит к крыльчатке.

Intercooler

Интеркулер - устройство, установленное на пути следования нагретого турбиной или компрессором воздуха к двигателю. Служит для охлаждения и, как следствие, повышения плотности и массы, поступающего в двигатель воздуха. По типу делятся на интеркулеры воздух/воздух и воздух/вода, в зависимости от способа охлаждения внешней поверхности интеркулера.

Housing

Хаузинг - корпус в котором находится компрессорная или турбинная крыльчатка. В разговорной речи часто называется улиткой.

FreeFloat

Конструкция турбины/горячего хаузинга без встроенного вестгейта и актуатора. Обеспечивает лучшую продувку и КПД. Как правило, подразумевает использование дополнительного внешнего вестгейта.

Overboost

Овербуст: ситуация, в которой турбина создает давление выше заданного пружиной вестгейта или настройкой бустконтроллера. Обычно возникает при неисправностях в системе контроля наддува или при использовании слишком маленького вестгейта.

Pressure Ratio

Pressure Ratio или "отношение давлений" - величина, описываемая как отношение абсолютного давления на выходе из компрессора к абсолютному давлению на его входе: PR = Pcr/Pin. Очень грубо говоря эта величина показывает во сколько раз компрессор сжал воздух.

Surge

Surge - Помпаж. Явление обратного хода/импульсного прорыва нагнетаемого через компрессорную часть турбины воздуха, сопровождается хорошо различимыми звуковыми колебаниями, вибрацией, нестабильностью наддува. Обычно происходит на низких и средних нагрузках. Крайне негативно влияет на работу турбины, разрушает крыльчатки и подшипники вала.

Trim

Trim это величина, показывающая соотношение между площадью индюсера (inducer) и площадью эксдюсера (exducer) турбинного или компрессорного колеса.

Turbo Lag

Турболаг - Время необходимое турбине для выхода на рабочее давление наддува. К большому лагу приводят следующие факторы: слишком большая турбина для данного объема двигателя, большой A/R горячей части, втулочная конструкция картриджа или неэффективный дизайн крыльчаток.

Variable Geometry Turbochargers (VGT)

VGT - Конструкция турбинной части с изменяемой геометрией. Служит для поддержания эффективных значений A/R в широком диапазоне работы турбины. Отличается высоким КПД, отзывчивостью с низов и хорошей отдачей на высоких оборотах. Недостатками является сложность, дороговизна и меньшая надежность системы, особенно в высоконагруженных и высокотемпературных применениях.

WasteGate

Вестгейт - пневмомеханический клапан, установленный на турбинной улитке или на выпускном коллекторе и обеспечивающий контроль за создаваемым турбокомпрессором давлением. Открываясь, он позволяет выхлопным газам проходить мимо турбинной крыльчатки, уменьшая скорость вращения турбины и, как следствие, объем нагнетаемого турбиной воздуха.

Компания "ТурбоОСТ" осуществляет ремонт турбин для легковых и грузовых автомобилей, спецтехники и водной техники. Специалисты компании всегда готовы отремонтировать вашу турбину в день обращения. На сегодняшний день у нас совершеннейшее оборудование, которое присутствует на рынке ремонта турбокомпрессоров, новейшие стенды от производителя EVB Turbo, которые позволяют диагностировать и балансировать любые турбокомпрессоры, независимо от их величины и сложности.

Задать интересующие вопросы вы можете по номеру +7 908 990-00-66 или на почту vdk@turboost.ru. Заказать и приобрести турбину можно на нашем сайте.

г. Владивосток, ул. Союзная, 40 стр15 (ост. 1-я Речка).

Поделитесь
Автор: TurboOST,
14.12.23
Загрузка...
Логин
Пароль
Вы используете старую версию браузера. Доступен только ограниченный функционал сайта. Обновите, пожалуйста, браузер или используйте, например, Firefox или Chrome.