Потребность ряда предприятий, организаций и частных лиц в бесперебойном электроснабжении принадлежащих им объектов приводит к необходимости приобретения и установки дизель-генераторных установок (ДГУ). Используемые в качестве резервных источников электроэнергии, они, несмотря на различия в марке двигателя, генерируемой мощности, степени автоматизации и т.п., объединены одним непреложным фактом – необходимостью периодического технического обслуживания. Пренебрежение этим очень важным условием может привести к неприятным и весьма дорогостоящим последствиям.
Понять, почему необходимо выполнять все регламентные работы по техническому обслуживанию дизель-генератора, которые предписывает завод-изготовитель, можно на примере автомобиля. По сути, сердцем и того и другого является двигатель внутреннего сгорания, и для источников резервного электроснабжения это в большинстве случаев - дизель. Зачастую двигатели, используемые в автомобилях, применяются и для комплектации ДГУ. Современные автогиганты, разрабатывая двигатели для своих машин, вынуждены учитывать ряд факторов, таких как борьба за экологию и экономичность, к этому их принуждают высокие технические стандарты и регламенты, принятые в США и странах ЕС. В связи с этими регламентами применяются все более сложные технические решения, направленные на повышение мощности двигателя, сокращение расхода топлива и уменьшение токсичности вредных выбросов, а это, в свою очередь, ведет к ужесточению требований производителя к качеству топлива, масел и периодичности технического обслуживания. В своей работе мы неоднократно сталкивались с тем фактом, что несоблюдение этих требований ведет к выходу из строя ДГУ и, как следствие, к его дорогостоящему ремонту.
Самой распространенной причиной отказов в работе дизель-генераторов является использование некачественного топлива. На современных ДГУ в составе топливной аппаратуры применяется система впрыска топлива Common Rail, и она не предполагает использование непонятной «мутной жижи», в которой соотношение «вода – топливо» составляет 50:50. Поэтому трудно понять, чем руководствуется владелец дизельной электростанции ценой в несколько миллионов рублей, стремясь сэкономить на стоимости топлива. Результатом таких экспериментов в 100% случаев является отказ оборудования и, как следствие, вызов специалистов, замена топлива, фильтров, чистка топливной системы, и это в лучшем случае, а в худшем – ремонт или замена ТНВД, форсунок и т.д. Стоимость такого ремонта может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Высокая стоимость ремонта и запчастей, связанная с тем, что далеко не во всех регионах есть сервисные центры заводов-производителей ДГУ, в совокупности с длительным простоем техники аннулируют все попытки экономить на качестве топлива.
Еще одной распространенной причиной отказов ДГУ, используемых для обеспечения резервного электроснабжения, является полное или частичное игнорирование требований к периодичности и составу регламентных работ, предписанных сервисной книжкой, выдаваемой заводом-изготовителем. Отсутствие регулярного контроля за состоянием аккумуляторных батарей, работой зарядного устройства и системы подогрева охлаждающей жидкости может привести к тому, что они выйдут из строя, и, в случае поступления от системы автоматики команды на запуск двигателя, старта ДГУ не произойдет, и генератор не выполнит своего назначения как источник резервного электроснабжения. В данном случае снова напрашиваются параллели с автомобилем.Мы следим за своим «железным конем», стараемся вовремя менять масло, тех. жидкости, фильтры, тормозные колодки, ремни ГРМ и т.д., потому что хотим чувствовать себя уверенно на дороге и знать, что техника тебя не подведет. Точно такого же внимания и ухода требует дизель-генераторная установка, ведь, являясь источником резервного электроснабжения, она призвана, в случае аварии на электросетях общего пользования, гарантированно завестись и обеспечить электроэнергией то оборудование, бесперебойная работа которого жизненно необходима для вас.
Основные требования различных производителей дизель-генераторных установок к составу и периодичности выполняемых работ по техническому обслуживанию сводятся к следующему:
- Не реже одного раза в неделю выполнять осмотр оборудования с целью своевременного выявления неисправностей;
- Следить за уровнем топлива, масла, охлаждающей жидкости и электролита в АКБ;
- В первое обслуживание при наработке 50 моточасов осуществить замену масла и масляного фильтра, проверить натяжение ремней, уровень жидкостей, наличие воды в топливном фильтре предварительной очистки и выполнить др. действия согласно сервисной книжке;
- При наработке каждые 250 моточасов или 6 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше) осуществлять замену масла и масляного фильтра;
- При наработке каждые 500 моточасов или 12 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше) осуществлять замену масла, масляного, топливного и воздушного фильтров;
- При наработке каждые 1000 моточасов или 24 месяца (в зависимости от того, что наступит раньше) осуществлять замену масла, охлаждающей жидкости, масляного, топливного и воздушного фильтров;
- Каждые 250 моточасов, но не менее 2 раз в год проводить испытания ДГУ под нагрузкой.
Для того чтобы ваша дизель-генераторная установка работала надежно в течение всего срока ее службы, необходимо также придерживаться очень важных принципов, а именно:
- Перед вводом ДГУ в эксплуатацию равномерно распределить нагрузку подключаемого оборудования по фазам, так чтобы несимметричность нагрузки по каждой из фаз не превышала 25%;
- Не допускать длительной работы установки при нагрузке ниже 25% от номинальной;
- Избегать работы двигателя на холостом ходу более 10% от общей наработки;
- В случаях частой работы двигателя на минимальных нагрузках или на холостом ходу проверку ДГУ под полной нагрузкой необходимо выполнять чаще, чем 2 раза в год.
Точное выполнение всех вышеперечисленных требований позволит вам быть уверенными в том, что техника в надлежащем состоянии и не подведёт вас в критический момент, обеспечивая резервное электроснабжение и позволяя не зависеть от форс-мажорных обстоятельств.
29.04.14