Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов: Качество образования для нас превыше всего

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов посетил Владивосток 20-22 апреля. Главной целью рабочей поездки в Приморье стала оценка готовности региона к проведению Единого государственного экзамена. Глава Рособрнадзора проверил один из пунктов приема ЕГЭ, где выпускники местных школ досрочно сдавали экзамен, а также в режиме видеоконференции открыл работу ситуационно-информационного центра Рособрнадзора по вопросам проведения ЕГЭ в 2014 году.

Во время рабочей поездки Сергей Кравцов посетил Дальневосточный федеральный университет, в сопровождении ректора Сергея Иванца осмотрел новый кампус на о. Русском, обсудил с руководством ДВФУ перспективы развития вуза.

Руководитель Рособрнадзора нашел время и для общения с пресс-службой университета, любезно согласившись ответить на вопросы, которые, в первую очередь, касались проведения Единого государственного экзамена и порядка зачисления в вузы.

— Сергей Сергеевич, для привлечения наиболее подготовленных абитуриентов ДВФУ уже несколько лет проводит конкурс среди высокобалльников. Победителям, зачисленным на бюджетные места, назначается повышенная стипендия, а прибывшим из-за пределов Приморского края компенсируются затраты на оплату проезда к месту учебы. В настоящее время рассматриваются и другие преференции для абитуриентов-высокобалльников. Ваше отношение к подобного рода инициативам?

— Федеральный университет сам по себе является крупным научно-образовательным центром. Решение о создании таких ведущих университетов принималось как раз для того, чтобы повысить качество образования. Соответственно, требования к абитуриентам в этих вузах повышенные и они изначально должны быть мотивированы на обучение.

Здесь нужно внимательно смотреть статистику прошлых лет, чтобы та планка, которая устанавливается университетом по баллам ЕГЭ, позволяла поступать ребятам, действительно желающим получать качественное образование. Эта планка не должна быть настолько высока, чтобы отсечь потенциальных студентов. У Федеральных университетов она может быть чуть выше других российских вузов, но все же позволяющей отбирать мотивированных ребят.

Кстати, одним из критериев мониторинга эффективности вузов является проходной балл ЕГЭ, поэтому данные инициативы ДВФУ — в русле федеральной политики, и в русле реализации задач, стоящих перед федеральными университетами.

— Приморский край как регион, где реализуются крупные инвестиционные проекты, сегодня крайне нуждается в квалифицированных специалистах инженерных и технических направлений. Однако, часто о сдаче ЕГЭ для поступления на данные программы обучения  выпускники задумываются слишком поздно, уже после выбора сдаваемых предметов. Может быть, в порядке исключения абитуриентам предоставлять возможность сдавать эти экзамены в дополнительные (июльские) сроки?

— Что касается предметов естественно-научного цикла — физики, химии, биологии, то по статистике 2014 года количество выпускников, которые их выбирают, пусть незначительно, но увеличилось. Эта тенденция крайне важна для развития в России инженерного и технологического образования, развития экономики страны в целом. Как вы знаете, на сегодняшний день в первую волну предусмотрена сдача ЕГЭ для выпускников школ, вторая волна — для ребят, которые сдавали экзамен в предыдущие периоды. Что касается возможности дополнительной сдачи выпускниками текущих лет экзаменов во вторую волну, прежде всего, предметов по выбору, то здесь нужно подумать, пообсуждать этот вопрос. Есть определенные технологические моменты, связанные с количеством экзаменационных материалов — их просто нужно успеть напечатать ко второй волне. Но если таких ребят будет немного, то этот вопрос можно решить, и такую возможность предоставить.

Другое дело, что мы уже в этом году открываем четыре независимых центра для сдачи Единого государственного экзамена на территории Российской Федерации, и эту работу будем продолжать. В них ребята в течение всего учебного года могут сдавать ЕГЭ, в том числе и по естественно-научным предметам. Даже рассматривается возможность сдачи после 10-го класса тех предметов, изучение которых завершается, например, географии. Если такие центра появятся по всей России, хотя бы один-два в каждом регионе, то у выпускников будет возможность сдавать ЕГЭ в течение учебного года, в том числе и после основной волны, и потом уже предоставлять для зачисления в выбранный вуз наивысший балл.

— В этом году вузам было рекомендовано самостоятельно устанавливать ​минимальное количество баллов, подтверждающих успешное прохождение абитуриентами вступительного испытания. ДВФУ установил повышенный минимальный порог по всем специальностям, включая технические и естественно-научные, поскольку заинтересован в привлечении наиболее подготовленных абитуриентов. Но это решение может иметь обратный эффект, и абитуриенты пойдут в те вузы, где эту планку поднимать не стали. Чтобы исключить такую ситуацию, может быть минимальное количество баллов устанавливать единое для всех вузов отдельно взятого региона?

— Насколько мне известно, у ДВФУ нет сильной конкуренции по естественно-научным специальностям среди других вузов Приморского края. Здесь Федеральный университет является одним из лидеров, предоставляет качественное образование и ребята, которые ориентированы на естественно-научные направления, выбирают, прежде всего, именно этот университет.

Вряд ли нам стоит для того или иного региона устанавливать единые границы минимальных баллов. Здесь все-таки нужно исходить от потребности вуза, который сам должен оценить ситуацию, оценить результаты экзаменов прошлых лет и принять решение по поводу той или иной границы минимальных баллов.

Мы идем по пути дополнительных вступительных испытаний, и вузы, имеющие такое право, могут более дифференцированно подходить к отбору абитуриентов. Кроме того, наряду с ЕГЭ можно учитывать результаты портфолио ребят, особенно тех, кто увлекается математикой, физикой, биологией. Да, мы учитываем победы на олимпиадах, но помимо этого школьники занимаются в различных кружках и секциях, и эти результаты тоже стоит брать во внимание, чтобы комплексно подходить к оценке знаний и образовательных достижений.

— Вы уже сказали, что новый Порядок приема в вузы России предусматривает возможность учета индивидуальных достижений поступающих. Каких-либо критериев оценки таких достижений пока не принято, вузам предложено над ними подумать самостоятельно. В ДВФУ обсуждается идея учитывать при зачислении абитуриентов не только личные заслуги или победы, а реализованные проекты в любой сфере деятельности – общественной, творческой, спортивной и т.д. Как Вы относитесь к такому предложению?

— Очевидно, что не всегда достаточно смотреть только на образовательные достижения, которые имеет выпускник, обучаясь непосредственно в школе. Нужно оценивать его увлечения и те результаты, которые он получает в системе дополнительного образования. Собственно говоря, для этого и предложено рассматривать портфолио выпускника.

Если, как вы говорите, оценивать проект, то он действительно должен быть реализован не просто на бумаге, а иметь законченный результат, чтобы был виден труд ребенка. И здесь очень важны критерии оценки, и кто это будет оценивать. Наша задача — разработать соответствующие модели, которые как раз позволят более комплексно оценить образовательные достижения выпускника, в том числе и внеурочные, но чтобы эта оценка проходила объективно.

Сам вектор ДВФУ в этом вопросе правильный, это интересный подход. Мы готовы изучить опыт Федерального университета в оценивании таких проектов. Но здесь нужно подойти взвешенно, чтобы определение результатов было максимально объективным.

— В ДВФУ разработаны и реализуются девять международных образовательных программ по направлениям магистратуры. В настоящее время идет подготовка пакета документов для представления программ к международной аккредитации. Каково отношение Рособрнадзора к международной аккредитации?

— Мы поддерживаем стремление вузов к международной интеграции и сотрудничеству. Важно четко понимать, о какой системе международной аккредитации идет речь, насколько она соответствует тем требованиям, которые приняты в Российской Федерации. Законодательно у нас предусмотрена возможность профессионально-общественной и общественной аккредитации. Сейчас мы ведем определенную работу с Ассоциациями юристов, экономических вузов, инженерного образования, чтобы результаты общественной и профессионально-общественной аккредитации могли учитываться и при государственной аккредитации.

Необходимо понять, в чем особенность данной международной аккредитации. Мы не исключаем, что она может предъявлять повышенные требования, чем приняты в нашей стране. И тогда, конечно, можно будет учитывать эти результаты, и смотреть, как элементы различных международных аккредитационных агентств использовать для развития аккредитации вузов в России.

Хочу сказать, что Рособрнадзор рассматривает механизмы лицензирования, аккредитации и надзора не только с точки зрения запретительных или разрешительных мер, но и с точки зрения дальнейшего развития образования в стране. Система надзора должна способствовать контролю, соблюдению лицензионных требований и нормативов, но и давать одновременно с этим рекомендации по развитию образовательных учреждений. На это как раз нацелены различные системы международной аккредитации. Мы это направление поддерживаем и будем его продвигать для совершенствования аккредитационных процедур в Российской Федерации.

— В настоящее время при оценке эффективности к филиалам предъявляются более низкие критериальные значения по показателям, чем к головным вузам. ДВФУ, имеющий разветвленную филиальную сеть, исходит из того, что под эгидой Федерального университета подготовка специалистов повсеместно должна осуществляться по единым высоким стандартам. Какую позицию в части филиалов занимает Рособрнадзор?

— Мы занимаем общую позицию и в части филиалов, и в части вузов в целом. По российскому законодательству головным вузом или его филиалом выдается диплом государственного образца, который имеет одинаковую юридическую силу. Поэтому уровень и качество образования должны соответствовать принятым стандартам.

Для нас, прежде всего, важно качество образования. В этом отношении абсолютно правильно с точки зрения качества образования, его содержания, методических подходов предъявляются унифицированные требования как для головного вуза, так и для филиала. Не должно быть ситуации, когда выпускник, заканчивая головной вуз, востребован на рынке труда и находит себе применение, а ребятам из филиала того же вуза после получения диплома еще приходится доучиваться.

Что касается мониторинга эффективности вузов, которое будет проводить Министерство образования и науки РФ весной этого года, то требования здесь планируется унифицировать. Внимательно будем смотреть результаты мониторинга, но я хочу сказать, что они не являются приговором для вуза. По результатам принимаются соответствующие управленческие решения для оптимизации и дальнейшего развития образовательного учреждения.

— Сергей Сергеевич, Вы впервые посетили Дальневосточный федеральный университет, его новый кампус на острове Русском. Какие впечатления он на Вас произвел?

— Действительно, Дальневосточный федеральный университет отличается от других  вузов, прежде всего, с точки зрения материально-технического обеспечения, уникальной инфраструктуры, которой сегодня нет аналогов. Здесь все размещено компактно, все объекты, построенные к саммиту АТЭС 2012 года, в полном объеме используются университетом.

Очень важно, что не потеряны научные школы, которые были в тех вузах, что вошли в новый объединенный федеральный университет.

Для нас, конечно, важны образовательные результаты, которые будет демонстрировать ДВФУ. Пока мы видим достаточно положительную динамику, что подтверждается и повышенным вниманием к университету со стороны абитуриентов из российских регионов и зарубежных стран.

ДВФУ важно не останавливаться на достигнутом, максимально эффективно использовать инфраструктуру нового кампуса и быть лидером для других образовательных учреждений Дальнего Востока и Российской Федерации в целом.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru


Поделитесь
Загрузка...
Логин
Пароль
Вы используете старую версию браузера. Доступен только ограниченный функционал сайта. Обновите, пожалуйста, браузер или используйте, например, Firefox или Chrome.