Принят закон о переходе на on-line кассы с 01.01.2017

14 июня 2016 года Государственная Дума в третьем и окончательном чтении приняла законопроект № 968690-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В пояснительной записке к законопроекту указано, что он предусматривает поэтапный переход на применение ККТ (контрольно-кассовой техники), передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде:

  • для вновь регистрируемой ККТ - с 1 января 2017 года, 
  • для применяемой в настоящее время ККТ - с 1 июля 2017 года, 
  • для лиц, на которых законопроектом возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, - с 1 января 2018 года. 

Законопроект предусматривает формирование кассового чека не только в бумажном, но и в электронном виде (с 1 января 2018 года - только в электронном виде, за исключением установленных законопроектом случаев), и, соответственно, такой документ будет доступен как потребителю, так и продавцу практически в любой момент, в отличие от бумажного документа, который может быть безвозвратно утрачен.

Цели законопроекта благородны:

  • снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ
  • исключения необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ
  • сокращения ежегодных издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ,
  • сокращение «теневого» оборота наличных денежных средств
  • увеличение налоговых поступлении в бюджет.

За счет чего планируется достичь этих целей? В первую очередь за счет упрощения кассовых аппаратов, которые будут выступать простыми «накопительными передатчиками» данных некоему «оператору фискальных данных» (ОФД). Такие аппараты вместо используемых сейчас «фискальной памяти» и «ЭКЛЗ» получат новый «фискальный накопитель», который и будет пересылать через интернет данные о продажах в ОФД и получать от него подтверждение о получении. А уже ОФД будет передавать полученные данные в Федеральную Налоговую Службу.

При этом на ОФД возлагается функция долговременного хранения «по-чековых» данных о продажах подключенных к нему клиентов, а также предоставления этих данных по запросам клиентов и фискальных органов. Владельцы ККТ получат право самостоятельно регистрировать свои кассовые аппараты в налоговой инспекции. Все это дает возможность владельцам кассовых аппаратов отказаться от услуг Центров Технического Обслуживания (ЦТО) кассовых аппаратов и снизить стоимость владения кассой.

Федеральная налоговая служба получит новый инструмент оперативного контроля за работой с продажами, потому что каждая покупка через новые кассовые аппараты тут же окажется в единой базе данных. И налоговый инспектор простым запросом данных по чеку получит подтверждение законности выполненной кассовой операции. А итоговые данные по продажам магазина или ресторана можно будет легко сверить с налоговой отчетностью, предоставляемой при уплате налогов. Это должно затруднить реализацию схем со «скручиванием» касс, тем самым повысив собираемость налоговых поступлений в бюджет.

Тот, кто уже успел познакомиться со схемой работы ЕГАИС при регистрации оборота алкогольной продукции, в новой схеме работы с кассовыми аппаратами найдет много знакомого. Тот же принцип регистрации каждой операции, та же единая информационная система, похожая схема регистрации и подтверждения продажи в этой информационной системе. Только, в отличии от ЕГАИС, новые правила затронут не только участников алкогольной рынка, а ВСЕХ продавцов и покупателей в России, включая тех, кто по сегодняшним правилам мог работать без использования кассового аппарата. Список исключений есть и в новом законе, но он ограничен несколькими видами мобильной торговли (ярмарки, газеты, торговля в поездах).

Как же технически будет реализована новая схема работы кассовых аппаратов? В первую очередь разберемся в терминах и нововведениях. Это «Оператор Фискальных Данных» (ОФД) и «фискальный накопитель» (ФН). 

Оператор Фискальных Данных

Это специальный удостоверяющий центр, работающий по принципу оператора электронного документооборота. Компания, которая получает от клиента данные, подписанные специальной электронной подписью, и удостоверяет их полноту и точность, выдавая клиенту подтверждение приема этих данных, но уже со своей электронной подписью. После этой операции всю ответственность за сохранность полученных данные несет ОФД. Он сам передает эти данные в ФНС, и он их хранит в течении 5 лет, получая за это деньги от клиентов. Стать оператором фискальных данных может любая компания, подходящая под требования к ОФД, которые жестко прописаны в статье 3 нового варианта ФЗ-54. Подразумевается, что в России будет несколько ОФД и скорее всего это будут все те же крупные операторы электронного документооборота. Принцип работы с налоговой инспекцией будет таким же, как и при сдаче электронной отчетности, только все операции будут выполняться автоматически при каждой регистрации продажи на кассе.

Фискальный накопитель

Специальный модуль, который будет шифровать данные о каждом чеке, подписывать его вашей электронной подписью, отправлять в ОФД через интернет и получать отчет о доставке и регистрации. В случае отсутствия связи с ОФД модуль будет некоторое время накапливать данные (поэтому он и называется «фискальный накопитель») и при установлении связи передавать накопленную информацию в ОФД. Или блокировать продажу, если связь не будет установлена. Именно так сейчас делает универсальный транспортный модуль (УТМ) ЕГАИС, который три дня может работать автономно, а потом, если связь так и не появится, заблокирует продажу алкоголя на кассе.

По определению из проекта закона фискальный накопитель - шифровальные (криптографические) средства защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащие ключ фискального признака, обеспечивающие запись фискальных данных в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также шифрование фискальных данных (если это необходимо пользователю) в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных.

Фискальный накопитель – это аппаратный элемент, который должен входить в состав каждой кассы. Сколько он будет стоить, нужно ли будет его регулярно менять и каким образом это нужно будет делать из проекта закона пока не понятно.

Согласно тексту законопроекта, уже с 01.01.2017 все новые кассовые аппараты, ставящиеся на учет в налоговую инспекцию, будут должны уметь работать с ФН и ОФД. А еще через полгода после этого (с 01.01.2017) и старые кассовые аппараты или кассовые программы должны быть доработаны для работы в режиме on-line. При этом ни фискальная память ни ЭКЛЗ им больше не будут нужны.

Как можно подготовиться к этим изменениями?

Все основные разработчики кассовой техники и кассового ПО принимали участие в пилотных проектах, которые проходили в 2014-2015 года в Москве, Московской области и в ряде других регионов. Они уже приступили к разработке программной и аппаратной части "фискального накопителя". Как только все НПА будут приняты, а новые требования к кассам обретут законную силу, в продажи появятся и комплекты доработок для старых моделей кассовых аппаратов, и новые аппараты, поддерживающие работу в режиме "on-line кассы". Но пока этого не произошло предприятиям нужно иметь ввиду, что вся та кассовая техника, которая сейчас находиться у них в эксплуатации рано или поздно должна быть доработана до последних версий или заменена. Поэтому:

  1. Если вы планируете приобретение или замену кассового аппарата, то уточните у ЦТО или продавца, что данная модель кассового аппарата будет иметь возможность такой доработки.
  2. Если вы сейчас подбираете модель кассового аппарата, который с 01.07.2016 года должен удовлетворять требованиям ЕГАИС по печати QR-кода на чеке, то уточните, будет ли выбранная вами модель в дальнейшем поддерживать работу с фискальным накопителем. Иначе вам придется менятьэтот аппарат уже следующим летом.
  3. Разберитесь с подключением торговой точки к интернету. Без такого соединения работа кассы в режиме on-line будет невозможна 

Для того, чтобы все указанные изменения случились в указанные сроки, ФНС должна подготовить и сертифицировать ОНФ, те, в свою очередь, должны подготовить дата-центры для хранения и обработки каждого кассового чека, который будет зарегистрирован в России. На это правительство запланировано потратить 1,7 млрд руб., что, учитывая экономическую ситуацию может быть и не выполнено. Кроме того, все владельцы кассовых аппаратов должны будут подготовить свои старые кассы для работы в on-line или купить новые кассы. Для некоторых категорий предпринимателей эти расходы разрешат возмещать в виде налогового вычета.

Но, несмотря на то, что до таких серьезных изменений в работе бизнеса в нашей стране, осталось уже меньше года, нормативно-правовая база все еще находиться в виде проектов законов и постановлений, а на их принятие у Думы осталось меньше месяца в этой сессии. А впереди – выборы и депутатам и парламентариям будет не до новых законов. Время покажет. Но пока вся подготовка к новому порядку работы с ККТ выглядит также, как подготовка к внедрению «ЕГАИС» и к «Платону» - вначале примем, а потом разберемся...

Поделитесь
Автор: АТ Системс,
05.10.16
Загрузка...
Логин
Пароль
Вы используете старую версию браузера. Доступен только ограниченный функционал сайта. Обновите, пожалуйста, браузер или используйте, например, Firefox или Chrome.