Выполнение ряда несложных процедур перед постановкой судна на зимнее хранение позволит долгое время поддерживать его в исправном состоянии без значительных финансовых вложений. Все эти процедуры не сложны и обычно могут быть выполнены силами владельца судна или его команды. Ниже мы расскажем о том, какие действия необходимо предпринять для сохранения различных элементов и систем судна.
Корпус
Первая необходимая операция, это, конечно же, подъем из воды и мойка. Корпуса трейлерных лодок, хранящихся на суше и спускаемых на воду периодически, обычно требуют легкого мытья пресной водой с использованием «морского» шампуня или другого доступного мягкого моющего средства (к примеру "Универсальный лодочный шампунь "Boat shampoo") . Подобные средства хороши тем, что не смывают защитную пленку ранее нанесенного воска или полироля.
Однако, чаще всего, к концу сезона большинство корпусов имеют загрязнения, требующие более "сильных" средств для очистки. Загрязнения на корпусах лодок обычно можно разделить на две группы:
Общие загрязнения (грязь, копоть и сажа от выхлопа, следы масел, рыбья кровь и т.п.)
С такими загрязнениями очень эффективно справляются следующие очистители на базе особо эффективных синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ):
- Универсальный очиститель/обезжириватель
- Очиститель «Pre-Clean»
- Очиститель «Super Cleaner»
Ополосните корпус водой, налейте очиститель на мокрую губку, вымойте ею корпус и ополосните чистой пресной водой. "Сложные" загрязнения даже на старом выгоревшем и пористом гелькоуте легко удаляются перечисленными выше средствами с сочетании с абразивными губками и листами "Scotch Brite" и "Mirka".
Однако не стоит использовать абразивные губки на новом глянцевом гелькоуте - для его очистки достаточно химических средств и мягкой поролоновой губки.
Серые потеки от дождя, желтизна, ржавые потеки, коричневые пятна, темный налет вдоль ватерлинии, водорослевый налет, белесые известковые налеты, различные обрастания
Такие загрязнения требуют специальных кислотосодержащих очистителей, которые, в свою очередь, делятся на очистители корпуса и очистители днища. Это такие очистители как:
- Очиститель корпуса
- Очиститель днища
Оба этих очистителя отлично справляются с перечисленными видами загрязнений, но очиститель днища более эффективен против водорослевых налетов, ракушек и прочих обрастаний. Это слишком "сильное" средство, поэтому применять его для очистки бортов выше ватерлинии не рекомендуется - для этого есть очиститель корпуса, в рецептуре которого подобраны более щадящие компоненты, не повреждающие глянец гелькоута или лакокрасочного покрытия.
Принцип использования и того, и другого очистителя одинаков - нанесите с помощью губки или распылителя на корпус или днище, равномерно распределите губкой по поверхности и дайте очистителю подействовать некоторое время (чем ниже температура, тем больше времени надо выдержать очиститель на поверхности). Обычно уже спустя пол минуты результат работы очистителя наглядно проявляется серые, желтые и прочие пятна на глазах пропадают, а корпус обретает свой начальный цвет (в большинстве случаев без необходимости оттирания пятен). Важно не допускать высыхания очистителя он работает только во влажном состоянии. После завершения очистки ополосните корпус чистой пресной водой. Если вам доступна мойка высокого давления - воспользуйтесь ей (исключение - деревянные корпуса)! Стойкие пятна могут потребовать повторной обработки, а стойкие пятна на стором гелькоуте, в порах которого грязь и желтизна держится очень прочно, - применения упомянутых выше абразивных губок или листов "Scotch Brite" в сочетании с очистителем.
Необходимо отметить, что оба данных очистителя не рекомендованы для очистки алюминиевых корпусов! Для судов из алюминия существует специальный очиститель: "Очиститель алюминия". Он также эффективно удаляет налеты вдоль ватерлинии, желтизну, следы водорослей и ракушек, белесость, но не вредит алюминию. Его с упехом можно использовать как для очистки поверхностей из чистого алюминия, так и для удаления налетов с окрашенных деталей из алюминиевых сплавов (к примеру, дейдвудов подвесных моторов и угловых колонок, гребных винтов). Однако и тут есть свое исключение - анодированный алюминий требует отдельного очистителя, который не повреждает защитный анодированный слой: "Очиститель анодированного алюминия". Но чаще всего анодированию подвергаются детали такелажа, элементы декора, трапы и т.п. аксессуары; корпус лодки, изготовленный из анодированного алюминия, - редкость.
Защита от обесцвечивания и выгорания
После обработки корпуса перечисленными выше средствами он становится идеально чистым, но лишается защитной пленки воска или полироля. Если гелькоут старый и выгоревший - все его микропоры открыты для новой грязи и влаги. Чаще всего приходится оставить его в таком виде до весны, но если погода позволяет и окружающая температура не ниже +10 градусов, или же имеется возможность поместить лодку в теплый бокс, имеет смысл восстановить защитный слой еще осенью. Следующие полироли и воски надежно заполнят микропоры и трещины на поверхности корпуса и оставят после себя ровную глянцевую пленку, которая защитит от быстрого повторного загрязнения, проникновения в микротрещины и поры воды, а также от обесцвечивания и выгорания под действием ультрафиолета:
- Полироль для стеклопластика, косметический
- Защитный воск "Polish Rosa"
- Защитный воск "Perfect-it"
Для нанесения вручную используйте салфетки. Воск или полироль также можно нанести с помощью полировальной или эксцентриковой шлифовальной машины. Для того, чтобы защитный состав не перегревался и не скатывался в "катышки" следует использовать специальный круг для нанесения восков и косметических полиролей (жесткость поролона, из которого он изготовлен, и высота "пальцев" отличаются от кругов, используемых для абразивной/очищающей полировки).
Хранение надувных лодок
Надувные лодки также требуют внимания перед помещением на хранение. Вымойте лодку чистой пресной водой с применением одного из очистителей на базе СПАВ (см. выше). Не используйте мойки высокого давления! Тщательно удалите грязь и песок из узких мест между баллоном и дном. Проблему могут составить застарелые пятна и загрязнения рельефной поверхности надувных пайолов, не поддающиеся обычным очистителям. Для их удаления используйте специальный "Очиститель/косметический полироль для надувных лодок". Его преимущество в том, что помимо очистки он еще и оставляет на лодочной ткани защитный слой, замедляющий повторное загрязненеие и предотвращающий деградацию ткани от выгорания. Важно не только добиться чистоты, но и полностью избавиться от запахов рыбы и пищи, способных привлечь крыс и мышей. Практика показывает, что голодные грызуны наносят «надувнушкам» самые сложные и дорогие в ремонте повреждения. После мытья лодку сушат в теплом помещении в надутом состоянии. Не лишним будет смазать запорные механизмы воздушных клапанов с помощью силиконовой смазки в аэрозольном баллоне.
Полезно при этом несколько раз накачать и спустить лодку, обеспечив, таким образом, удаление влаги из внутренних полостей баллонов. Хранить надувную лодку можно и при минусовой температуре, надо только предварительно сложить ее в тепле и дать вылежаться несколько дней в теплом помещении.
29.08.19