Адаптация к новым реалиям

Будущее за теми компаниями, чьи руководители готовы к изменениям

Возможности, появляющиеся у Владивостока с получением статуса Свободного порта – самая обсуждаемая тема последнего времени. Впрочем, и до получения статуса приморский бизнес начал ощущать потребность в адаптации к новым реалиям, когда происходит растворение традиционных организационных границ, новые технологии разрушают старые методы работы, появляются  новые ценности и ожидания нового поколения. Но не все руководители ясно осознают, что растущая глобализация, порождает потребность в лидерстве и на межкультурном уровне, пишет Деловая газета "Золотой Рог". 

- В контексте открытого порта, появления  на рынке новых иностранных инвесторов, внедрения мировых стандартов ведения бизнеса на территории Приморья продвинутые руководители обязаны уметь эффективно работать с коллегами из разных стран и управлять мультикультурными командами, - считает коуч, член Международной Федерации Коучинга ICF, эксперт в области кросс-культурных коммуникаций, инициатор проекта Coach For Pacific Ольга ГЕРАСИМОВА, объясняя, почему  на рынке коучинга растет число запросов  как от пришедших в край иностранных компаний, так и от российского менеджмента, которому сложно  встроиться в новые реалии. Иностранные компании приносят новые стандарты работы. Та же компания «Джи 1 Интертейнмент», построившая первую очередь интегрированной курортной зоны «Приморье», отличается системой менеджмента с точки зрения быстроты принятия и взвешенности решений, оптимизированнности бизнес-процессов.

- При этом менеджмент компании признается в существующих проблемах с персоналом, в том, что, потратив массу времени на обучение, нельзя ни на минуту ослабить функцию контроля, а ведь это лучшие из претендентов на вакансии, прошедшие жесткий отбор… 

- Я бы задала такой  вопрос: а как, по вашему, персонал относится к долгосрочности своей работы в вашей компании, что можно сделать для того, чтобы эти люди стали идентифицировать себя с компанией? К каким вызовам необходимо готовить сотрудников? Какие преимущества  работы в мультинациональной компании очевидны для сотрудников всех уровней? Не сомневаюсь, что руководство компании, разобравшись с рутинными HR-задачами, привлечет к работе коучей. Не исключаю также, что это будут российские, а может даже местные специалисты, лучше иностранных  коучей понимающие российскую ментальность.

- И каковы возможности  коуча в установлении кросс-культурных коммуникаций? 

- Коуч помогает понять, что такого есть в данной культуре, что можно применить для решения общей задачи, какие сложности вы испытываете, столкнувшись с незнакомой средой и как можно нивелировать их влияние. Коуч  помогает проанализировать особенности культурных традиций и  найти то объединяющее рациональное зерно, что поможет работать интернациональной команде эффективно и сплоченно.  Грамотный специалист в течение первых пяти минут помогает клиенту определить проблемные зоны,  установить  эффективную коммуникацию и найти общий язык.

Это очень важно. Мы почему-то наивно ожидаем, что иностранные компании пришли на рынок – и сразу все про нас поняли,  а они, в свою очередь недоумевают, почему мы не готовы быстро встроиться в понятные им стандарты. Разница в российской и общемировой  ментальности огромна.  Мы, россияне, традиционно уверены в своей исключительности и правоте и не очень-то готовы подстраиваться под кого-то, даже решая общую задачу. И поговорка «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят» это подтверждает.

Приведу пример из собственной практики, когда я руководила туристическим бюро Гуама в России.  Как только мы начали работать, в деловой переписке головной офис обратился к нам: please, advice (что буквально означает «пожалуйста, посоветуйте»). И мы, русские, развернулись, и давай советовать!  Нам наконец-то дали возможность кого-то поучить! Нас послушали и сказали: вот эта пара пунктов, пожалуй, может войти в стратегию, а эти – оставим на будущее (как оказалось позже, на неопределенное будущее, т.е. по сути, это одна из вежливых форм отказа). Разница в том, что они знали пределы  «please, advice», а мы – нет. 

Нам  действительно не всегда просто увидеть ситуацию со стороны, тем более что есть понятие «прямой» и «непрямой» культуры.  Так, у немцев культура более прямая,  у нас - чуть мягче, а восточная – наиболее мягкая.  И когда ты общаешься с корейцами или японцами, то никогда не услышишь «нет», что вовсе не означает того, что тебе говорят  «да». Более того, у японцев  десяток вариантов этого самого «да». Так, во время  обсуждения сделки японец кивает головой,  что воспринимается российским партнером, как согласие, а на деле это может значить «да, я вас слышу», «да, я понял, что вы хотите от меня,  но мне надо посоветоваться», «лично я бы с вами согласился, но мои партнеры – вряд ли» и т.д. Мягкая восточная культура не предполагает жесткой конфронтации. Мы же к этому не готовы и часто неправильно интерпретируем слова и фразы. И это не вопрос перевода. Понимая значение слова, мы не всегда понимаем, что на самом деле скрыто за этим значением.

- Коучинг – выбор крупных компаний? Это ведь недешевая услуга.

- Это вопрос не масштаба компании – а ментальности руководства. Коучинг недешев, но эффект от него не сравним  ни  с какими тренингами. В то время как один приличный 2-дневный тренинг для одного сотрудника стоит во Владивостоке не менее 20 тысяч рублей, за эту сумму можно получить пакет из десяти  коуч-сессий, с помощью которых человек пройдет значительный трансформационный путь. Ни один тренинг не научит системному видению, критическому и стратегическому мышлению. А в коучинге это прорабатывается.

- Сколько стоит коуч-сессия во Владивостоке?

- Ценовой разрыв на местном рынке - от 1 до 15 тысяч рублей за сессию. Во Владивостоке  эта услуга пока еще не так востребована, как на западе страны: в Москве минимальная стоимость сессии приличного уровня – от 10 тысяч рублей и выше.  Сессии проходят с определенной периодичностью,  позволяющей оценить промежуточные результаты. В некоторых  случаях, решаются чисто прикладные задачи.

- Например?

- Руководитель местного подразделения компании не может сделать выбор, кого из двух сотрудников сократить: оба специалиста его устраивают полностью, но есть решение сверху, и он вынужден подчиняться. 

- И чем в этом случае может помочь коуч? 

- Он побуждает клиента проанализировать, какие цели на будущее стоят перед его бизнесом, кто из сотрудников наиболее полно им отвечает,  какова ценность каждого  для остальной команды и т.д.  И на практике чаще выбираются те менеджеры, которые сами готовы быстро адаптироваться  к новым условиям, потому что потребность в гибкости и скорости отклика возрастает именно в кризисный период.

Случается наоборот: менеджер знает о том, что ему грозит сокращение, и приходит на сессию с запросом «я хочу остаться в этой компании, но не понимаю, что для этого нужно сделать, тем более что нахожусь в прекрасных отношениях со своим конкурентом». Спрашиваю – что,  на ваш взгляд, требует от вас бизнес? Что от вас ждет команда?  Что важно вашему непосредственному руководителю? Нередко слышу в ответ: «Да ему главное, чтобы деньги были». Хорошо,  тогда что вы можете сделать для того, чтобы в компании были деньги, что в вас есть такого, чтобы решать эту задачу, каков ваш потенциал?  И  начинается анализ ситуации: клиент сам проговаривает свои сильные и слабые места, начинает менять себя и находит новые решения, в которые, к слову,  может быть встроен и его конкурент, -  включается антикризисное мышление, работающее не ради себя,  а в целях компании.  То есть, не «я хочу сидеть и получать деньги», а «что я должен сделать, чтобы сохранить свое место работы, чтобы моя команда и руководитель были довольны, а компания развивалась». 

- Насколько готов приморский бизнес к услугам коуча?

- В целом руководители понимают, что в сегодня бизнес требует качественно новых подходов, просто кто-то говорит об этом  с точки зрения  выхода на IPO, а кто-то с точки зрения изменения системы менеджмента.  В любом случае  жить вчерашним днем недопустимая роскошь. Есть компании, которые ни завтра, ни даже послезавтра не будут работать с иностранцами,  но деловая среда региона, в которой они работают, будет меняться под влиянием прихода новых зарубежных игроков, как и стандарты ведения бизнеса. Коучинг – это  уже привычный инструмент в международной практике. И его приход на Дальний Восток - это абсолютно закономерный процесс. Того управленческого опыта, что вчера нам всем казался достаточным, завтра будет явно не хватать.  Выстоят не все. Впереди будут те, кто будет успевать меняться в соответствии с требованиями времени.

Татьяна СУШЕНЦОВА.  Газета «Золотой Рог», Владивосток.

Поделитесь
Автор: Coach For Pacific,
25.04.17
Загрузка...
Логин
Пароль
Вы используете старую версию браузера. Доступен только ограниченный функционал сайта. Обновите, пожалуйста, браузер или используйте, например, Firefox или Chrome.