Качество - бесплатно

Года два назад СМИ активно обсуждали тему, связанную с негативным отношением к системам качественного управления организациями (СМК) со стороны руководителей самых различных отраслей, в том числе, проектных и строительных организаций.

И не секрет, если в оборонке системы качественного управления «выросли» на Комплексной системе управления качеством продукции (КС УКП), да и «добровольность» была определена лицензированием, то в проектных и строительных организациях в связи с разрушением системы контроля качества и созданием саморегулируемых организаций(СРО), качество систем управления значительно «пошатнулось». Долгострои, убытки от объектов САММИТА АТЭС, низкое качество выполняемых работ – это зачастую результаты некачественного управления организациями. В одной из организаций на объекте я услышала фразу от исполнителя работ «…выстроим, если появятся проблемы, вот тогда и будем думать, как их устранять, наказывать виновных…». Для нас системщиков – это повод для разъяснений того, что не проще ли провести предупредительные мероприятия, например, предусмотренные системными стандартами ISO 9001(качество менеджмента), ISO 14001(экологический менеджмент), OHSAS 18001 (менеджмент охраны здоровья и обеспечения безопасности труда)? А если проблемы все-таки появятся, то эти стандарты учат грамотному их решению, с целью предупреждения их повторного появления на следующих объектах. Чтобы эффективно внедрить эти стандарты в организациях требуются определенные затраты, которые также относятся к затратам на качество. Структура затрат на качество такова, что в основном руководители стараются оплачивать расходы, связанные с контролем и браком(внутренним, внешним), а вот на предупредительные мероприятия как- то не хватает средств. Поэтому и говорят, что больше всего затрат идет на отсутствие качества. А где есть система качественного менеджмента, а не только купленный сертификат на неё, там и затраты на качество продукции(услуг) будут снижаться. Иначе говорят: «Качество бесплатно», имея в виду то, что если делать работу вовремя и в соответствии с требованиями контрактов, стандартов, техрегламентов, СНиПов, то получим не только результат, но и эффект, который можно направить, в том числе, на дальнейшее развитие организации. Ведь качественно сделанная работа – это не объекты из золота, а всего лишь соблюдение необходимых требований заказчика, в том числе и внутренних требований самой организации (системы). Деньги буквально лежат под ногами, необходимо только суметь их поднять и освоить, вложив в новые программы по улучшению качества, которые дадут колоссальный эффект.

В настоящее время всё больше и больше в Приморье появляется организаций, открыто торгующих сертификатами соответствия, обещая своим клиентам целый перечень преимуществ от купленного сертификата. Все очень просто убеждают они:

  • «Вы направляете заявку, присылаете вопрос или звоните нам.
  • Мы Вам перезваниваем (обговариваем условия, отвечаем на вопросы, консультируем, называем список необходимых документов, стоимость работы и сроки выполнения).
  • Вы приезжаете к нам в офис (или дистанционно), мы подписываем договор и оформляем заказ.
  • Вы оплачиваете заказ.
  • Доставляем Сертификат Вам - БЕСПЛАТНО!»

К сожалению, безграмотность многих руководителей организаций в вопросах, регламентирующих правила и порядок осуществления сертификации продукции, услуг, систем, оказывает негативное влияние на их деятельность. Вспоминаю одного дальневосточного генерального директора хорошо известной строительной организации, который тоже подвергся «стадному инстинкту» и купил «сертификат на СМК по ISO 9001». Но уже через год этот всеми уважаемый генеральный директор понял свою ошибку, что за свои деньги, оплаченные органу по сертификации за сертификат соответствия, в результате он получил значительное ухудшение своей системы управления. Сегодня за чисто символическую цену сертификата (7000 рублей), вы рискуете разрушить уже сложившуюся систему управления в вашей организации. Потому что первично - создание и внедрение системы управления, используя лучшие мировые практики, которые легли в основу международных стандартов, а затем уже сертификация (причем при необходимости, она не всегда требуется).

В конце 2015 года вышла пятая версия стандарта ISO 9001-2015, построенная на процессном подходе и риск-ориентированном мышлении. Это замечательный документ, который периодически пересматривается с целью улучшения для целей развития мирового бизнеса. Те руководители, которые осознали его полезность для бизнеса, активно используют его для повышения уровня зрелости своих компаний, а следовательно и повышения конкурентоспособности.

Очень интересно работать с российскими компаниями, которые уже давно работают с иностранными заказчиками, например, на Сахалине. Всем понятны требования клиента, изложенные в контракте, а вот выполнить их помогают международные стандарты. Консалтинг, корпоративные тренинги с выездом помогают нашим клиентам удерживать своих Заказчиков.

В начале 2000-х годов наш консалтинговый центр «ДВ-Интерсертифика» ежегодно проводил «круглые столы» на базе Японского центра во Владивостоке, где собирались все заинтересованные лица Приморского края. Бурно обсуждались проблемы, связанные с качеством управления в организациях, принимались решения и направлялись в Администрации края и города. Но понимание важности этого вопроса только сегодня приходит к нашим госслужащим, хотя те, которые за Уралом от нас уже давно осознали значимость качественного менеджмента. Тема качества управления в Приморье вообще не затронула школы и детские сады, хотя некоторые образовательные учреждения уже сертифицированы. Многие руководители муниципальных детских учреждений, в отличие от коммерческих, не понимают, что такое клиентоориентированность, кто их клиенты и как создать управляемую систему для них, чтобы их услуги удовлетворяли их клиентов, а это наше будущее. Что заложим в детей на этапе детского сада, таких российских граждан и получим в перспективе. Я бы рекомендовала включать в программы повышения квалификации для руководителей школьных и дошкольных образовательных учреждений вопросы качественного, безопасного, экологичного управления организациями на основе общепризнанных принципов менеджмента, включая принципы ХАССП.

Поделитесь
Автор: ДВ-Интерсертифика,
11.04.16
Загрузка...
Логин
Пароль
Вы используете старую версию браузера. Доступен только ограниченный функционал сайта. Обновите, пожалуйста, браузер или используйте, например, Firefox или Chrome.