Основной задачей моторного масла является защита деталей двигателя от сухого трения и преждевременного износа. При этом масло должно как можно дольше удерживаться на поверхности металла и не утрачивать своей текучести. Низкая вязкость дает возможность быстро заводиться двигателю, однако она значительно увеличивает сопротивление к износу трущихся между собой деталей. Высокий параметр понижает мощность мотора, увеличивает количество потребления им топлива, но и силовой агрегат, работая на таком масле, прослужит значительно дольше.
Существующие категории автомобильных масел
В зависимости от времени года используются разные категории масел. Они бывают следующих типов:
- Зимние. Их применение допускается исключительно в морозную погоду. Летом вязкость такого масла будет низкой. В итоге оно не обеспечит надежную пленку на поверхности металла, что приведет к уменьшению ресурса двигателя.
- Летние. У таких масел достаточно высокий уровень вязкости, но в морозных условиях завести двигатель будет невозможно.
- Всесезонные. Эти виды масел пользуются у автолюбителей популярностью. Они обеспечивают нужную вязкость в любое время года.
При мягких климатических условиях, когда зимой не наблюдается сильных морозов, лучше пользоваться всесезонной смазкой, которая имеет достаточно высокие характеристики.
Виды автомобильных масел
Моторные масла бывают трех видов:
- Синтетические – новейший вид масел, который может быть использован практически во всех моторах. Они показывают высокие эксплуатационные характеристики, что значительно влияет на цену.
- Полусинтетические масла несколько уступают в характеристиках синтетическим, но за счет более низкой цены имеют устойчивый спрос.
- Минеральные масла чаще всего используются в тех случаях, когда эксплуатация авто не предполагает длительных экстремальных нагрузок и скоростей.
Основные показатели: область применения и вязкость масла
Первая классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (API) еще в 1947 г.
Область применения масла классифицируется в основном по API. При обозначении API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S - бензиновый мотор, C - дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла - современный двигатель или старый, с турбиной или без.
Среди всех показателей моторного масла вязкость является основной его характеристикой, влияющей на долговечность работы двигателя. Чтобы понять какое масло можно заливать в автомобиль, нужно разбираться в буквах и цифрах, нанесенных на упаковке. Расшифровка надписей носит следующий характер:
- Если на упаковке присутствуют только одни цифры, то это масло летнее. Например: 20, 30, 40, 50, 60.
- В том случае, когда после цифры следует латинская буква "W" - масло является зимним. Примером могут служить марки: 5W, 10W, 15W.
- Иногда после цифры и буквы стоит дефис, а затем опять следуют цифры. Такое масло является всесезонным. Примером может служить марка 15W-40.
Спецификация SAE (SAE - общество инженеров-автомобилистов) является международным стандартом автомобильного моторного масла, регламентирующим вязкость масел.
Для примера разберем, о чем говорит обозначение SAE 15W-40.
Следует знать, что от первой цифры всегда нужно вычитать число 40. В итоге получается (-25). Это означает, при какой максимально низкой температуре допускается использование этого масла. Если морозы усилятся, то смазка загустеет, и двигатель невозможно будет завезти. Отсюда следует вывод, что при отсутствии таких холодов покупать это масло не имеет смысла.
Цифра после дефиса означает величину вязкости при работе двигателя в условиях интервала температур от 100 до 150 градусов. При выборе масла нужно вести ориентир на рекомендации завода-изготовителя. Эта информация присутствует в паспорте к автомобилю.
Умение расшифровывать надпись на упаковке позволяет водителю сделать правильный выбор моторного масла.
09.11.20