В 2019 году в России начался поэтапный переход на обязательную маркировку отдельных групп товаров. Новые требования законодательства закреплены в Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 г. Их главная цель — снижение оборота поддельной и контрабандной продукции, объемы которой оцениваются в 20–50% в зависимости от отрасли. Как поясняют авторы законодательной инициативы, маркировка позволяет обеспечить прозрачность товарооборота и отследить качество всех товаров, которые попадают на российский рынок, а также бороться с подделками.
Для реализации проекта по маркировке создается единая информационная база на основе двумерных штрихкодов, с их помощью можно получить сведения о продукте и его производителе.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ МАРКИРОВКА?
Маркировка – это комплекс сведений в виде текста, графических или условных обозначений, который наносится на товар, упаковку, этикетку, бирку и на другие носители.
Выглядит маркировка как штрихкод, напечатанный на тканевом или бумажном ярлыке — вы наверняка не раз видели его на различных товарах. Это средство идентификации помогает отследить путь товара от производства или момента ввоза в страну до момента продажи. Его считывают специальным сканером или с помощью приложения на телефоне.
Функции генерации штрихкодов по заказу производителей в России выполняет Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Код защищен от подделки с помощью шифрования, его невозможно использовать повторно: он сканируется и навсегда выводится из оборота при списании или продаже товара.
По метке можно узнать, на какой фирме, когда и в какой стране изготовлен продукт, кто осуществил импорт, какие особенности эксплуатации есть у продукта и, конечно, каков его срок годности.
ТОВАРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКЕ
Некоторые группы товаров уже давно участвуют в системе маркировки - например, алкоголь. Каждая бутылка снабжена акцизной маркой для идентификации, и все операции с алкоголем фиксируются в ЕГАИС. Кроме того, с 1 апреля 2016 года в России под такие же требования попали меховые изделия.
С 2017 года действует добровольная маркировка лекарственных препаратов (ожидается, что с 2020 года она для них станет обязательной).
С 1 июня по 1 ноября 2018 года в порядке эксперимента в программу по маркировке включены драгоценные металлы и камни, а также ювелирные изделия, согласно Постановлению Правительства №321 от 24 марта 2018 года.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ В 2019 ГОДУ
С 2019 года некоторые товары будут помечать идентификационными метками в обязательном порядке. Работать в обход данной системы не получится — нарушителям грозят штрафы по ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях. В частности, за продажу товара без обязательной маркировки предпринимателям и юрлицам грозит штраф от 50 до 300 тысяч рублей (с конфискацией соответствующего товара).
С 1 марта 2019 года маркировке подлежат табачные изделия (двухмерный код наносят на торцевую или боковую сторону пачки, а также на каждый блок сигарет).
С 1 июля 2019 года новые требования распространятся на обувь (индивидуальный код предлагается печатать на ярлыке или на обувной коробке).
С 1 декабря 2019 года вводится обязательная маркировка сразу для нескольких групп товаров:
- Постельное белье, полотенца, скатерти и другие тканевые изделия бытового назначения
- Верхняя одежда мужская, женская и детская (пальто, куртки и т.д.)
- Блузы и рубашки женские из разных материалов
- Одежда из кожи (натуральной или композиционной)
- Фотокамеры и фотовспышки
- Шины и покрышки
- Духи, туалетная вода
Правительство разработало Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, согласно которой до 2025 года также планируется ввести маркировку для лекарств, бывшей в употреблении одежды и техники.
КАК УПРОСТИТЬ ПЕРЕХОД НА ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МАРКИРОВКУ
Система идентификации товаров - это новый шаг по обеспечению прозрачности торговли. В России разрабатывается единая информационная база, в которую к 2024 году должны войти все товары, подлежащие особому контролю.
Для некоторых товаров уже сейчас действуют подобные системы: закупку и продажу алкоголя нужно фиксировать в ЕГАИС, а поступление сельхозпродукции - в федеральной государственной информационной системе “Меркурий” (ФГИС “Меркурий”).
Как показывает практика, чтобы вести учет по новым правилам, магазинам удобнее всего использовать специализированные товароучетные программы - это позволяет безошибочно вести документацию, сэкономить время и избежать штрафов.
Программы для товароучета делятся на “коробочные” (устанавливаются на сервер пользователя, обновлять их нужно самостоятельно) и “облачные” (устанавливаются на сервер разработчика, автоматически обновляются и дополняются новыми полезными функциями).
“Облачные” товароучетные системы станут настоящим подспорьем для бизнеса при переходе на обязательную маркировку товаров. Вам не придется следить за новинками законодательства - программа сама обновится и предоставит все необходимые инструменты для продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке.
По вопросам приобретения решений для штрихкодирования можно обратиться к нашим специалистам по тел. (423) 250-02-15.
07.02.19